Текст 25

तत्राभवद्भगवान् व्यासपुत्रो
यद‍ृच्छया गामटमानोऽनपेक्ष: ।
अलक्ष्यलिङ्गो निजलाभतुष्टो
वृतश्च बालैरवधूतवेष: ॥ २५ ॥
татра̄бхавад бхагава̄н вйа̄са-путро
йадр̣ччхайа̄ га̄м ат̣ама̄но ’напекшах̣
алакшйа-лин̇го ниджа-ла̄бха-тушт̣о
вр̣таш́ ча ба̄лаир авадхӯта-вешах̣
татра — там; абхават — появился; бхагава̄н — могущественный; вйа̄са — сын Вьясадевы; йадр̣ччхайа̄ — где пожелает; га̄м — Земля; ат̣ама̄нах̣ — путешествуя; анапекшах̣ — безразличный; алакшйа — непроявленный; лин̇гах̣ — признаки; ниджа — осознавший себя; тушт̣ах̣ — удовлетворенный; вр̣тах̣ — окруженный; ча — и; ба̄лаих̣ — детьми; авадхӯта — которым пренебрегают; вешах̣ — одетый.

Перевод:

В этот момент там появился могущественный сын Вьясадевы, который путешествовал по Земле, безразличный ко всему и самоудовлетворенный. Он не проявлял никаких признаков принадлежности к какому-либо социальному укладу или статусу. Его окружали женщины и дети, и одет он был так, как будто никто не обращал на него внимания.

Комментарий:

Слово бхагава̄н иногда употребляется, когда речь идет об отдельных великих преданных Господа, каким был Шукадева Госвами. Такие великие души не интересуются мирскими делами, так как благодаря высочайшим достижениям в преданном служении они обрели самоудовлетворение. Как уже говорилось, Шукадева Госвами формально никогда не принимал духовного учителя и не проходил никаких очистительных церемоний. Его отец Вьясадева, естественно, был его духовным учителем, поскольку от него Шукадева Госвами услышал «Шримад-Бхагаватам». После этого он обрел полное самоудовлетворение, и поэтому он не зависел ни от каких формальностей. Формальности необходимы тем, кто еще не достиг стадии полного освобождения, но Шри Шукадева Госвами уже находился в этом состоянии по милости своего отца. Поскольку он был уже юношей, ему полагалось быть должным образом одетым, но он ходил обнаженным и был безразличен к общественным условностям. Люди, как правило, не обращали на него внимания, считая его сумасшедшим, и его окружали только любопытные дети и женщины. Так, странствуя повсюду, куда глаза глядят, он появился на сцене. Похоже, что после того, как Махараджа Парикшит задал свой вопрос, великие мудрецы не пришли к единому мнению о том, что же следует делать. Есть много рецептов обретения духовного спасения, соответствующих различным состояниям разных людей. Однако высшая цель жизни — достичь высочайшей стадии совершенства преданного служения Господу. Подобно врачам, мудрецы не могли прийти к согласию, предлагая каждый свои рецепты. Пока все это происходило, на сцене появился великий и могущественный сын Вьясадевы.
Следующие материалы:

Текст 26

तं द्व‌्यष्टवर्षं
सुकुमारपाद-
करोरुबाह्वंसकपोलगात्रम् ।
चार्वायताक्षोन्नसतुल्यकर्ण-
सुभ्र्वाननं
कम्बुसुजातकण्ठम् ॥ २६ ॥
там̇ двйашт̣а-варшам̇ су-кума̄ра-па̄да-
карору-ба̄хв-ам̇са-капола-га̄трам
ча̄рв-а̄йата̄кшоннаса-тулйа-карн̣а-
субхрв-а̄нанам̇ камбу-суджа̄та-кан̣т̣хам
там — его; дви — шестнадцать; варшам — лет; су — нежные; па̄да — ноги; кара — ладони; ӯру — бедра; ба̄ху — руки; ам̇са — плечи; капола — лоб; га̄трам — тело; ча̄ру — прекрасное; а̄йата — широкие; акша — глаза; уннаса — вздернутый нос; тулйа — подобный; карн̣а — уши; субхру — прекрасные брови; а̄нанам — лицо; камбу — раковина; суджа̄та — прекрасно сложенная; кан̣т̣хам — шея.

Перевод:

Сыну Вьясадевы было всего шестнадцать лет. Его ноги, руки, ладони, бедра, плечи, лоб и другие части тела имели совершенную форму. У него были прекрасные большие глаза, а нос и уши были расположены высоко. Черты его лица были очень привлекательны, а шея своей прекрасной формой напоминала раковину.

Комментарий:

Уважаемого человека описывают, начиная с ног, и эта признанная система применяется и здесь, в случае с Шукадевой Госвами. Ему было всего шестнадцать лет, но человека почитают не за преклонный возраст, а за достижения. Один человек может превосходить другого опытом, хотя и быть младше по возрасту. Шри Шукадева Госвами, которого называют здесь сыном Вьясадевы, по своим знаниям превосходил всех собравшихся там мудрецов, хотя ему было всего шестнадцать лет.

Текст 27

निगूढजत्रुं पृथुतुङ्गवक्षस-
मावर्तनाभिं वलिवल्गूदरं च ।
दिगम्बरं वक्त्रविकीर्णकेशं
प्रलम्बबाहुं स्वमरोत्तमाभम् ॥ २७ ॥
нигӯд̣ха-джатрум̇ пр̣тху-тун̇га-вакшасам
а̄варта-на̄бхим̇ вали-валгӯдарам̇ ча
диг-амбарам̇ вактра-викӣрн̣а-кеш́ам̇
праламба-ба̄хум̇ свамароттама̄бхам
нигӯд̣ха — покрытые; джатрум — ключицы; пр̣тху — широкая; тун̇га — выпуклая; вакшасам — грудь; а̄варта — закрученный; на̄бхим — пупок; вали — со складками; ударам — живот; ча — и; дик — одетый в стороны света (обнаженный); вактра — вьющиеся; викӣрн̣а — рассыпавшиеся; кеш́ам — волосы; праламба — длинные; ба̄хум — руки; су — лучший из богов (Кришна); а̄бхам — цвет.

Перевод:

Его ключицы были покрыты мышцами, грудь была широкой и выпуклой, пупок глубоким, а живот пересекали прекрасные линии. Его руки были длинными, и вьющиеся волосы обрамляли его прекрасное лицо. Он был обнажен, и цветом тела напоминал Господа Кришну.

Комментарий:

Своим телом он выделялся среди обыкновенных людей. Особенности тела Шукадевы Госвами являются необычными знаками, и, по свидетельству физиономистов, они типичны для великих личностей. Цветом тела он напоминал Господа Кришну, главного среди всех богов, полубогов и живых существ.