Текст 5

तावत्कलिर्न प्रभवेत् प्रविष्टोऽपीह सर्वत: ।
यावदीशो महानुर्व्यामाभिमन्यव
एकराट् ॥ ५ ॥
та̄ват калир на прабхавет
правишт̣о ’пӣха сарватах̣
йа̄вад ӣш́о маха̄н урвйа̄м
а̄бхиманйава эка-ра̄т̣
та̄ват — пока; калих̣ — олицетворение Кали; на — не мог; прабхавет — процветать; правишт̣ах̣ — проник; апи — даже хоть и; иха — сюда; сарватах̣ — повсюду; йа̄ват — до тех пор; ӣш́ах̣ — властелин; маха̄н — великий; урвйа̄м — могущественный; а̄бхиманйавах̣ — сын Абхиманью; эка — единственный император.

Перевод:

Пока великий и могущественный сын Абхиманью остается императором мира, олицетворение Кали не сможет процветать.

Комментарий:

Как мы уже объясняли, олицетворение Кали давно ступил на эту Землю и искал возможности распространить свое влияние по всему миру. Но Махараджа Парикшит мешал ему осуществить его планы. Так должен поступать настоящий правитель. Нарушители порядка, вроде олицетворения Кали, всегда будут пытаться расширить свою нечестивую деятельность, но долг сильного правительства — сдерживать их всеми средствами. Хотя Махараджа Парикшит и выделил места, где Кали мог находиться, он в то же время надежно оградил жителей своей страны от его влияния.
Следующие материалы:

Текст 6

यस्मिन्नहनि यर्ह्येव भगवानुत्ससर्ज गाम् ।
तदैवेहानुवृत्तोऽसावधर्मप्रभव:
कलि: ॥ ६ ॥
йасминн ахани йархй эва
бхагава̄н утсасарджа га̄м
тадаивеха̄нувр̣тто ’са̄в
адхарма-прабхавах̣ калих̣
йасмин — в тот самый; ахани — день; йархи — в тот самый миг; бхагава̄н — Личность Бога; утсасарджа — оставил; га̄м — Землю; тада̄ — тогда; эва — несомненно; иха — в этот мир; анувр̣ттах̣ — последовал за ним; асау — он; адхарма — безбожие; прабхавах̣ — развивающий; калих̣ — олицетворение раздора.

Перевод:

В тот самый день и час, когда Личность Бога, Господь Шри Кришна покинул Землю, Кали, поддерживающий все виды безбожной деятельности, пришел в этот мир.

Комментарий:

Личность Бога и Его святое имя, качества и все, что связано с Ним, не отличны друг от друга. Из-за того что на Земле пребывала Личность Бога, олицетворение Кали не мог обосноваться на ней. Соответственно, если на Земле будут созданы условия для постоянного воспевания святых имен Верховной Личности Бога, Его качеств и т. д., олицетворение Кали никуда не сможет проникнуть. Это способ, которым можно изгнать с Земли олицетворение Кали. В современном человеческом обществе материальная наука достигла больших успехов: люди изобрели радио, которое может передавать звуки в эфир. Но если вместо того чтобы передавать какие-то раздражающие звуки, предназначенные для услаждения чувств, правительство создаст условия для распространения трансцендентных звуков святого имени и повествований о величии и деяниях Господа, авторитетно описанных в «Бхагавад- гите» или «Шримад-Бхагаватам», то будут созданы благоприятные условия жизни, принципы религии будут восстановлены, и главы правительств, жаждущие остановить моральную деградацию, достигнут успеха. Все, что правильно используется для служения Господу, не бывает плохим.

Текст 7

नानुद्वेष्टि कलिं सम्राट् सारङ्ग इव सारभुक् ।
कुशलान्याशु सिद्ध्यन्ति नेतराणि कृतानि यत् ॥ ७ ॥
на̄нудвешт̣и калим̇ самра̄т̣
са̄ран̇га ива са̄ра-бхук
куш́ала̄нй а̄ш́у сиддхйанти
нетара̄н̣и кр̣та̄ни йат
на — никогда; анудвешт̣и — неприязненно; калим — по отношению к Кали; самра̄т̣ — император; са̄рам — реалист, подобно пчеле; ива — как; са̄ра — признающий сущность; куш́ала̄ни — благоприятное; а̄ш́у — сразу; сиддхйанти — достигают успеха; на — никогда; итара̄н̣и — неблагоприятные; кр̣та̄ни — совершаются; йат — насколько.

Перевод:

Махараджа Парикшит был реалистом, подобно пчелам, которые собирают только суть [цветка]. Он прекрасно знал, что в этот век Кали добро сразу приносит хорошие плоды, а зло необходимо действительно совершить [чтобы оно принесло плоды]. Поэтому он никогда не испытывал неприязни к олицетворению Кали.

Комментарий:

Век Кали называется веком деградации. Поскольку в этот век деградации живые существа находятся в трудном положении, Верховный Господь предоставил им некоторые особые льготы. Так, по воле Господа живое существо не становится жертвой греховного действия, пока это действие фактически не совершено. В другие века, только задумав греховное действие, человек становился его жертвой. В этот же век живое существо получает награду за благочестивые действия, стоит ему только подумать о них. Поскольку Махараджа Парикшит по милости Господа был очень образованным и умудренным опытом царем, он не испытывал ненужного чувства неприязни к олицетворению Кали, так как не собирался оставлять ему ни малейшей возможности для совершения греховных поступков. Он защищал своих подданных от опасности пасть жертвами греховных действий века Кали и в то же время предоставил веку Кали все возможности, отведя ему определенные места. В конце «Шримад-Бхагаватам» говорится, что, хотя сейчас олицетворение Кали вершит свои гнусные дела, этот век имеет одно большое преимущество. Человек может обрести спасение, просто воспевая святое имя Господа. Поэтому Махараджа Парикшит направил организованные усилия на распространение воспевания святого имени Господа и тем самым вырвал своих подданных из тисков века Кали. За одно только это преимущество великие мудрецы иногда благословляют век Кали. В Ведах также говорится, что, беседуя о деяниях Господа Кришны, можно избавиться от влияния всех неблагоприятных условий века Кали. В начале «Шримад-Бхагаватам» тоже сказано, что, когда человек читает это произведение вслух, Верховный Господь сразу оказывается заточенным в его сердце. Таковы некоторые из великих преимуществ века Кали, и Махараджа Парикшит в полном соответствии со своей вайшнавской верой использовал их, не думая о веке Кали дурно.