Текст 41

निशम्य शप्तमतदर्हं नरेन्द्रं
स ब्राह्मणो नात्मजमभ्यनन्दत् ।
अहो बतांहो महदद्य ते कृत-
मल्पीयसि द्रोह उरुर्दमो धृत: ॥ ४१ ॥
ниш́амйа ш́аптам атад-архам̇ нарендрам̇
са бра̄хман̣о на̄тмаджам абхйанандат
ахо бата̄м̇хо махад адйа те кр̣там
алпӣйаси дроха урур дамо дхр̣тах̣
ниш́амйа — выслушав; ш́аптам — проклял; атат — никогда не следовало бы проклинать; нара — царя, лучшего из людей; сах̣ — что; бра̄хман̣ах̣ — брахман риши; на — не; а̄тма — своего сына; абхйанандат — приветствовал; ахо — увы; бата — в огорчении; ам̇хах̣ — грехи; махат — великие; адйа — ныне; те — ты; кр̣там — совершил; алпӣйаси — незначительное; дрохе — оскорбление; урух̣ — огромное; дамах̣ — наказание; дхр̣тах̣ — присудил.

Перевод:

Отец услышал от сына, что тот проклял царя, хотя его ни в коем случае нельзя было осуждать, так как он был лучшим из людей. Риши не одобрил поступка своего сына, а, напротив, стал сокрушаться, говоря: Увы! Какой великий грех совершил мой сын! Он присудил суровое наказание за ничтожное оскорбление.

Комментарий:

Царь является лучшим из людей. Он — представитель Бога, и, что бы он ни сделал, его не следует порицать. Иначе говоря, он не может сделать ничего дурного. Царь может приказать повесить преступного сына брахмана, но это не значит, что он будет повинен в грехе убийства брахмана. Даже если царь в чем-то не прав, его ни в коем случае нельзя осуждать. Практикующий врач может погубить пациента неправильным лечением, но такого убийцу никогда не приговаривают к смерти. Что же тогда говорить о таком хорошем и благочестивом царе, каким был Махараджа Парикшит? В ведическом обществе царя специально воспитывают так, чтобы он стал раджарши (великим святым), хотя он и выполняет функции царя. Только благодаря хорошему правлению царя подданные могут жить в мире и не испытывать страха. Раджарши так безукоризненно и благочестиво правили своими царствами, что подданные почитали их наравне с Господом. Так утверждается в Ведах. Царь зовется нарендрой, то есть лучшим из людей. Как же тогда могло случиться, что царь, подобный Махарадже Парикшиту, был проклят сыном брахмана, несмышленым и высокомерным, хотя и обладавшим могуществом квалифицированного брахмана?
Поскольку Шамика Риши был опытным, хорошим брахманом, он не одобрил действий своего недостойного сына. Он стал сокрушаться о том, что наделал его сын. Как правило, любого царя, не говоря уже о таком благородном царе, как Махараджа Парикшит, не полагалось проклинать. Оскорбление, нанесенное царем, было самым незначительным, и, осудив его на смерть, Шринги, несомненно, совершил великий грех. Поэтому Риши Шамика сожалел о случившемся.
Следующие материалы:

Текст 42

न वै नृभिर्नरदेवं पराख्यं
सम्मातुमर्हस्यविपक्‍वबुद्धे ।
यत्तेजसा दुर्विषहेण गुप्ता
विन्दन्ति भद्राण्यकुतोभया: प्रजा: ॥ ४२ ॥
на ваи нр̣бхир нара-девам̇ пара̄кхйам̇
самма̄тум архасй авипаква-буддхе
йат-теджаса̄ дурвишахен̣а гупта̄
винданти бхадра̄н̣й акутобхайа̄х̣ праджа̄х̣
на — никогда; ваи — в действительности; нр̣бхих̣ — ни один человек; нара — человекобога; пара — который трансцендентен; самма̄тум — уравнивать; архаси — мощью; авипаква — незрелый или недозрелый; буддхе — разум; йат — чей; теджаса̄ — мощью; дурвишахен̣а — неодолимой; гупта̄х̣ — защищенные; винданти — наслаждаются; бхадра̄н̣и — полным процветанием; акутах̣ — полностью защищенные; праджа̄х̣ — подданные.

Перевод:

О сын мой! Твой разум еще незрел, поэтому тебе неизвестно, что царь — лучший из людей — практически равен Верховному Господу. К нему ни при каких обстоятельствах нельзя относиться как к обыкновенному человеку. Люди в государстве благополучны, когда его непобедимая доблесть хранит их.

Комментарий:

[]

Текст 43

अलक्ष्यमाणे नरदेवनाम्नि
रथाङ्गपाणावयमङ्ग लोक: ।
तदा हि चौरप्रचुरो विनङ्‍क्ष्य-
त्यरक्ष्यमाणोऽविवरूथवत् क्षणात् ॥ ४३ ॥
алакшйама̄н̣е нара-дева-на̄мни
ратха̄н̇га-па̄н̣а̄в айам ан̇га локах̣
тада̄ хи чаура-прачуро винан̇кшйатй
аракшйама̄н̣о ’виварӯтхават кшан̣а̄т
алакшйама̄н̣е — упраздненное; нара — царское; на̄мни — по имени; ратха — представитель Господа; айам — это; ан̇га — о сын мой; локах̣ — этот мир; тада̄ — сразу; чаура — воров; прачурах̣ — слишком много; винан̇кшйати — одолевают; аракшйама̄н̣ах̣ — незащищенных; авиварӯтха — как ягнят; кшан̣а̄т — сразу.

Перевод:

Дорогой мой мальчик! Монархический строй представляет Господа, несущего колесо от колесницы, и, когда этот строй упраздняется, весь мир наполняется ворами, которые тотчас же набрасываются на беззащитных подданных, как на отбившихся от стада ягнят.

Комментарий:

Согласно «Шримад-Бхагаватам», монархический строй представляет Верховного Господа, Личность Бога. Говорится, что царь — представитель Абсолютной Личности Бога, так как, получив специальную подготовку и воспитание, он приобретает качества Бога, чтобы защищать живых существ. Битва на Курукшетре была устроена Господом, чтобы возвести на престол истинного представителя Господа — Махараджу Юдхиштхиру. Совершенный царь, получивший необходимую подготовку в процессе воспитания и преданного служения и обладающий воинским духом, является безупречным царем. Монархический строй во главе с таким человеком гораздо лучше так называемой демократии, которая не предполагает ни воспитания, ни ответственности. Воры и мошенники от нынешней демократии добиваются своего избрания, подтасовывая результаты голосования, и добившиеся успеха мошенники и воры губят народные массы. Один как следует подготовленный монарх гораздо лучше сотен бесполезных правительственных мошенников, и в этом стихе намекается на то, что с упразднением монархического строя, каким было правление Махараджи Парикшита, народные массы стали беззащитными перед атаками века Кали. При разрекламированных демократических порядках они всегда несчастны. Результат такого правления, правления без царя, описывается в следующих стихах.