Текст 35
Оригинал:
सूत उवाच
परीक्षितैवमादिष्ट: स कलिर्जातवेपथु: ।
तमुद्यतासिमाहेदं दण्डपाणिमिवोद्यतम् ॥ ३५ ॥
Транскрипция:
сӯта ува̄ча
парӣкшитаивам а̄дишт̣ах̣
са калир джа̄та-вепатхух̣
там удйата̄сим а̄хедам̇
дан̣д̣а-па̄н̣им иводйатам
Синонимы:
сӯтах̣ — Шри Сута Госвами сказал; парӣкшита̄ — Махараджи Парикшита; эвам — такой; а̄дишт̣ах̣ — приказ; сах̣ — он; калих̣ — олицетворение Кали; джа̄та — было; вепатхух̣ — дрожал; там — ему; удйата — занесенным; асим — мечом; а̄ха — сказал; идам — так; дан̣д̣а — Ямараджа, олицетворение смерти; ива — как; удйатам — почти готового.
Перевод:
Шри Сута Госвами сказал: Услышав приказ Махараджи Парикшита, олицетворение Кали в страхе задрожал. Видя перед собой царя, подобного Ямарадже, готового убить его, Кали обратился к царю с такими словами.
Комментарий:
Царь был готов сразу убить Кали, если бы тот осмелился ослушаться его. В противном случае царь не возражал против того, чтобы он жил. И олицетворение Кали, после всевозможных попыток избежать наказания, решил, что должен покориться ему, и стал дрожать в страхе за свою жизнь. Царь или глава государства должен быть достаточно силен, чтобы предстать перед олицетворением Кали как Ямараджа, воплощение смерти. Приказания царя должны выполняться под страхом смерти для ослушника. Только так можно управлять олицетворениями Кали, которые нарушают покой граждан государства.
Следующие материалы:
Текст 36
Оригинал:
कलिरुवाच
यत्र क्व वाथ वत्स्यामि सार्वभौम तवाज्ञया ।
लक्षये तत्र तत्रापि त्वामात्तेषुशरासनम् ॥ ३६ ॥
Транскрипция:
калир ува̄ча
йатра ква ва̄тха ватсйа̄ми
са̄рва-бхаума тава̄джн̃айа̄
лакшайе татра татра̄пи
тва̄м а̄ттешу-ш́ара̄санам
Синонимы:
калих̣ — олицетворение Кали сказал; йатра — где бы то ни было; ква — и всюду; ва̄ — либо; атха — оттого; ватсйа̄ми — я буду жить; са̄рва — о господин (император) Земли; тава — твоему; а̄джн̃айа̄ — приказу; лакшайе — я вижу; татра — везде и всюду; апи — также; тва̄м — Ваше Величество; а̄тта — взявшего; ишу — стрелы; ш́ара̄санам — луки.
Перевод:
О Ваше Величество, где бы я ни жил согласно Вашему приказу, везде я буду видеть только Вас, вооруженного луком и стрелами.
Комментарий:
Олицетворение Кали понимал, что Махараджа Парикшит — император всех стран мира, и поэтому где бы он ни жил, он обязательно натолкнется на подобное отношение к себе со стороны императора. Олицетворение Кали был призван совершать злодеяния, а Махараджа Парикшит — обуздывать всех злодеев, особенно олицетворение Кали. Поэтому для олицетворения Кали было лучше, чтобы царь убил его прямо на месте, а не где- то еще. В конечном счете он сдался на милость царя, и царю следовало поступить так, как полагается в таких случаях.
Текст 37
Оригинал:
तन्मे धर्मभृतां श्रेष्ठ स्थानं निर्देष्टुमर्हसि ।
यत्रैव नियतो वत्स्य आतिष्ठंस्तेऽनुशासनम् ॥ ३७ ॥
Транскрипция:
тан ме дхарма-бхр̣та̄м̇ ш́решт̣ха
стха̄нам̇ нирдешт̣ум архаси
йатраива нийато ватсйа
а̄тишт̣хам̇с те ’нуш́а̄санам
Синонимы:
тат — поэтому; ме — мне; дхарма — всех защитников религии; ш́решт̣ха — глава; стха̄нам — место; нирдешт̣ум — установи; архаси — сделай так; йатра — где; эва — несомненно; нитйатах̣ — всегда; ватсйе — могу обитать; а̄тишт̣хан — пребывая постоянно; те — твоей; ануш́а̄санам — под твоей властью.
Перевод:
Поэтому, о главный среди защитников религии, молю тебя, отведи мне такое место, где бы я мог постоянно жить, защищаемый твоей властью.
Комментарий:
Олицетворение Кали обратился к Махарадже Парикшиту как к главному из защитников религиозности, ибо царь воздержался от убийства того, кто сдался ему. Сдавшемуся на милость следует оказывать всяческую защиту, даже если он враг. Таков закон религии. Можно только вообразить, какую защиту оказывает Личность Бога тому, кто предается Ему не как враг, а как преданный слуга. Господь избавляет предавшуюся Ему душу от всех грехов и их последствий (Б.-г., 18.66).