Текст 29

तं जिघांसुमभिप्रेत्य विहाय नृपलाञ्छनम् ।
तत्पादमूलं शिरसा समगाद् भयविह्वल: ॥ २९ ॥
там̇ джигха̄м̇сум абхипретйа
виха̄йа нр̣па-ла̄н̃чханам
тат-па̄да-мӯлам̇ ш́ираса̄
самага̄д бхайа-вихвалах̣
там — его; джигха̄м̇сум — желает убить; абхипретйа — убедившись; виха̄йа — сбросил; нр̣па — одежды царя; тат — к его стопам; ш́ираса̄ — головой; самага̄т — всецело предался; бхайа — под давлением страха.

Перевод:

Когда олицетворение Кали понял, что царь собирается убить его, он немедленно сбросил с себя царскую одежду и от страха склонил свою голову, целиком сдавшись на его милость.

Комментарий:

Царское одеяние олицетворения Кали — обман. Царскую одежду должен носить царь, кшатрий, а когда в царские одежды рядится человек низшего сословия, его истинную сущность может раскрыть только вызов настоящего кшатрия, подобного Махарадже Парикшиту. Истинный кшатрий никогда не сдается. Он принимает вызов соперника-кшатрия и сражается, чтобы победить или умереть. Настоящий кшатрий никогда не капитулирует. В век Кали есть много притворщиков, выдающих себя за правителей и глав государств, но их подлинная сущность раскрывается, когда им бросает вызов настоящий кшатрий. Поэтому когда олицетворение Кали, нарядившийся в царские одежды, понял, что сражаться с Махараджей Парикшитом ему не по силам, он в знак покорности склонил голову и сбросил свои царские одежды.
Следующие материалы:

Текст 30

पतितं पादयोर्वीर: कृपया
दीनवत्सल: ।
शरण्यो
नावधीच्छ्‍लोक्य आह चेदं हसन्निव ॥ ३० ॥
патитам̇ па̄дайор вӣрах̣
кр̣пайа̄ дӣна-ватсалах̣
ш́аран̣йо на̄вадхӣч чхлокйа
а̄ха чедам̇ хасанн ива
патитам — припавшего; па̄дайох̣ — к стопам; вӣрах̣ — герой; кр̣пайа̄ — из сострадания; дӣна — добрый к несчастным; ш́аран̣йах̣ — способный прощать сдающихся ему; на — не; авадхӣт — убил; ш́локйах̣ — достойный воспевания; а̄ха — сказал; ча — и; идам — это; хасан — улыбаясь; ива — как.

Перевод:

Махараджа Парикшит, способный простить сдавшегося ему и достойный того, чтобы его слава была воспета в веках, не убил жалкого, покорившегося и падшего Кали, а с состраданием улыбнулся ему, потому что был милостив к несчастным.

Комментарий:

Даже обычный кшатрий не убивает того, кто сдается ему, не говоря уже о Махарадже Парикшите, который по природе был сострадателен и добр к несчастным. Царь улыбался, потому что нарядившийся в царские одежды Кали раскрыл свою истинную сущность и предстал человеком низшего сословия. Он думал, сколько иронии заключено в том, что, несчастный, принадлежащий к низшему классу Кали спасся, вовремя сдавшись ему, хотя до этого никто не мог спастись от его острого меча. Поэтому величие и доброта Махараджи Парикшита вошли в историю. Он был добрым и милосердным царем, способным простить сдавшегося на его милость, даже если тот был врагом. Так по воле провидения было спасено олицетворение Кали.

Текст 31

राजोवाच
न ते गुडाकेशयशोधराणां
बद्धाञ्जलेर्वै भयमस्ति किञ्चित् ।
न वर्तितव्यं भवता कथञ्चन
क्षेत्रे मदीये त्वमधर्मबन्धु: ॥ ३१ ॥
ра̄джова̄ча
на те гуд̣а̄кеш́а-йаш́о-дхара̄н̣а̄м̇
баддха̄н̃джалер ваи бхайам асти кин̃чит
на вартитавйам̇ бхавата̄ катхан̃чана
кшетре мадӣйе твам адхарма-бандхух̣
ра̄джа̄ — царь сказал; на — не; те — твою; гуд̣а̄кеш́а — Арджуны; йаш́ах̣ — нас, унаследовавших славу; баддха — со сложенными ладонями; ваи — определенно; бхайам — страх; асти — есть; кин̃чит — даже легкий; на — никогда; вартитавйам — не позволяется жить; бхавата̄ — тебе; катхан̃чана — никак; кшетре — на земле; мадӣйе — моего царства; твам — ты; адхарма — приспешник безбожия.

Перевод:

Затем царь сказал ему: Мы унаследовали славу Арджуны, и, раз ты сдался и смиренно стоишь, сложив ладони, тебе нечего опасаться за свою жизнь. Но тебе нельзя оставаться в моем царстве, ибо ты — приспешник безбожия.

Комментарий:

Олицетворение Кали, друга безбожия, можно простить, если он сдается, но ни при каких обстоятельствах ему нельзя давать права гражданства в любой части благополучного государства. Пандавы были доверенными представителями Личности Бога — Господа Кришны, который, по существу, и вызвал битву на Курукшетре, но сделал это не ради какой-то личной выгоды. Он хотел, чтобы миром правили идеальный царь Махараджа Юдхиштхира и его потомки, такие, как Махараджа Парикшит. Ответственный царь, подобный Махарадже Парикшиту, не мог позволить другу безбожия процветать в своем царстве ценой доброго имени Пандавов. Только так можно уничтожить пороки в государстве, иного средства для этого не существует. Друзья безбожия должны быть высланы из государства, и это спасет страну от морального разложения.