Текст 12
Оригинал:
कोऽवृश्चत् तव पादांस्त्रीन् सौरभेय चतुष्पद ।
मा भूवंस्त्वादृशा राष्ट्रे राज्ञां कृष्णानुवर्तिनाम् ॥ १२ ॥
Транскрипция:
ко ’вр̣ш́чат тава па̄да̄м̇с трӣн
саурабхейа чатуш-пада
ма̄ бхӯвам̇с тва̄др̣ш́а̄ ра̄шт̣ре
ра̄джн̃а̄м̇ кр̣шн̣а̄нувартина̄м
Синонимы:
ках̣ — кто тот; авр̣ш́чат — отрубил; тава — тебе; па̄да̄н — ноги; трӣн — три; саурабхейа — о сын Сурабхи; чатух̣ — ты четвероног; ма̄ — никогда; бхӯван — не случается; тва̄др̣ш́а̄х̣ — как с тобой; ра̄шт̣ре — в государстве; ра̄джн̃а̄м — царей; кр̣шн̣а — следующих своду законов Кришны, Верховной Личности Бога.
Перевод:
Он [Махараджа Парикшит] снова и снова обращался к быку, спрашивая его: О сын сурабхи, кто отрубил тебе три ноги? В стране царей, послушных законам Верховной Личности Бога, Кришны, нет никого, кто был бы так же несчастен.
Комментарий:
Цари или главы исполнительной власти всех государств должны знать законы Господа Кришны (главным образом «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам») и действовать в соответствии с ними, чтобы исполнить миссию человеческой жизни, то есть избавиться от всех страданий материального существования. Тот, кому известны законы Господа Кришны, может без труда достичь этой цели. Законы Бога кратко изложены в «Бхагавад-гите», а в «Шримад-Бхагаватам» они разъясняются более подробно.
В государстве, где следуют законам Кришны, нет несчастных. Первым признаком того, что этим принципам не следуют, является отсутствие трех ног у олицетворения религии, и от этого проистекают все несчастья. Когда Кришна присутствовал Сам здесь лично, Его законы выполнялись безоговорочно, а в Его отсутствие эти законы представлены на страницах «Шримад-Бхагаватам», чтобы указывать путь слепцам, которым выпало стоять у кормила государства.
Следующие материалы:
Текст 13
Оригинал:
आख्याहि वृष भद्रं व: साधूनामकृतागसाम् ।
आत्मवैरूप्यकर्तारं पार्थानां कीर्तिदूषणम् ॥ १३ ॥
Транскрипция:
а̄кхйа̄хи вр̣ша бхадрам̇ вах̣
са̄дхӯна̄м акр̣та̄гаса̄м
а̄тма-ваирӯпйа-карта̄рам̇
па̄ртха̄на̄м̇ кӣрти-дӯшан̣ам
Синонимы:
а̄кхйа̄хи — дай мне знать; вр̣ша — о бык; бхадрам — благо; вах̣ — ибо ты; са̄дхӯна̄м — из чистых; акр̣та — из беспорочных; а̄тма — увечье; карта̄рам — нанесший; па̄ртха̄на̄м — сынов Притхи; кӣрти — пятнающий репутацию.
Перевод:
О бык, ты непорочен и безукоризненно честен, потому я желаю тебе всех благ. Скажи мне, кто нанес тебе эти увечья, пятнающие доброе имя сыновей Притхи?
Комментарий:
Слава царствования Махараджи Рамачандры и других царей, следовавших Его примеру, в частности Пандавов и их потомков, никогда не изгладится из памяти людей, потому что в их царствование непорочные и чистые люди не ведали горя. Бык и корова — это олицетворения невинности, поскольку даже навоз и моча этих животных используются на благо человеческого общества. Такие потомки сыновей Притхи, как Махараджа Парикшит, боялись потерять свою репутацию, но в настоящее время правители не боятся убивать этих непорочных животных. В этом заключается разница между правлением таких благочестивых царей и современными государствами, которыми управляют безответственные люди, не знающие законов Бога.
Текст 14
Оригинал:
जनेऽनागस्यघं युञ्जन् सर्वतोऽस्य च मद्भयम् ।
साधूनां भद्रमेव स्यादसाधुदमने कृते ॥ १४ ॥
Транскрипция:
джане ’на̄гасй агхам̇ йун̃джан
сарвато ’сйа ча мад-бхайам
са̄дхӯна̄м̇ бхадрам эва сйа̄д
аса̄дху-дамане кр̣те
Синонимы:
джане — живым существам; ана̄гаси — беспорочным; агхам — страдания; йун̃джан — причиняя; сарватах̣ — где бы то ни было; асйа — такие преступники; ча — и; мат — боятся меня; са̄дхӯна̄м — чистых; бхадрам — счастье; эва — определенно; сйа̄т — будет; аса̄дху — бесчестные негодяи; дамане — обузданы; кр̣те — так будет сделано.
Перевод:
Кто бы и где бы ни заставлял невинные живые существа страдать, должен страшиться меня. Обуздывая бессовестных негодяев, человек тем самым приносит благо праведным.
Комментарий:
Бессовестные негодяи процветают потому, что главы правительств малодушны и бессильны. Но если руководители государства достаточно сильны, чтобы пресечь их действия во всех уголках страны, разумеется, они уже не смогут процветать. Когда негодяев наказывают в назидание другим, это приносит благо всем. Как уже говорилось, первейшая обязанность царя или главы правительства — всегда и во всем защищать мирных и безгрешных жителей страны. Преданные Господа — мирные и безгрешные по своей природе, и потому первейшая задача государства — сделать преданным Господа каждого. Таким образом, все граждане сразу станут мирными и безгрешными. Тогда единственным долгом царя будет пресечение деятельности бессовестных негодяев. Это приведет к миру и гармонии во всем человеческом обществе.