Шримад-Бхагаватам 1.16.6
Оригинал:
अथवास्य पदाम्भोजमकरन्दलिहां सताम् ।
किमन्यैरसदालापैरायुषो यदसद्व्यय: ॥ ६ ॥
किमन्यैरसदालापैरायुषो यदसद्व्यय: ॥ ६ ॥
Транскрипция:
атхава̄сйа пада̄мбходжа-
макаранда-лиха̄м̇ сата̄м
ким анйаир асад-а̄ла̄паир
а̄йушо йад асад-вйайах̣
макаранда-лиха̄м̇ сата̄м
ким анйаир асад-а̄ла̄паир
а̄йушо йад асад-вйайах̣
Синонимы:
атхава̄ — иначе; асйа — Его (Господа Кришны); пада-амбходжа — лотосные стопы; макаранда-лиха̄м — тех, кто слизывает мед с этого лотоса; сата̄м — тех, кому суждено жить вечно; ким анйаих̣ — зачем нужно что-либо еще; асат — иллюзорные; а̄ла̄паих̣ — повествования; а̄йушах̣ — продолжительность жизни; йат — то, что есть; асат-вйайах̣ — ненужная трата времени.
Перевод:
Преданные Господа привыкли слизывать мед, находящийся на лотосных стопах Господа. Что проку в повествованиях, слушать которые — пустая трата драгоценного времени, отпущенного нам на жизнь?
Комментарий:
И Господь Кришна, и Его преданные пребывают на трансцендентном плане. Следовательно, повествования о Господе Кришне и Его чистых преданных равноценны. В описании битвы на Курукшетре много места занимают политические ходы и дипломатические уловки, но, поскольку все это связано с Господом Кришной, «Бхагавад-гитой» восхищаются во всем мире. Нет необходимости исключать политику, экономику, социологию и т.д., которые кажутся мирскими лишь для мирских людей. Для чистого преданного, действительно связанного с Господом, такие мирские предметы трансцендентны, если они связаны с Господом или Его чистым преданным. Мы слушали и рассказывали о деяниях Пандавов, а теперь обсуждаем поступки Махараджи Парикшита, но все эти рассказы связаны с Господом Шри Кришной, поэтому они трансцендентны, и чистые преданные горят желанием слушать их. Мы уже обсуждали это в связи с молитвами Бхишмадевы.
Продолжительность нашей жизни невелика, и никто не знает, когда ему будет велено оставить все, чтобы начать новую страницу жизни. И потому наша обязанность — следить за тем, чтобы ни одно мгновение нашей жизни не было потрачено впустую на слушание повествований, не связанных с Господом Кришной. Любое повествование, каким бы приятным оно ни было, не стоит нашего внимания, если оно не связано с Кришной.
Духовная планета, Голока Вриндавана, вечная обитель Господа Кришны, по форме напоминает цветок лотоса. Даже когда Господь нисходит на одну из материальных планет, Он делает это, проявляя там Свою обитель. Поэтому Его стопы всегда находятся на том же самом лотосе. Кроме того, они прекрасны, как лотос. Поэтому говорится, что у Господа Кришны лотосные стопы.
Живое существо вечно по своей природе. Из-за своего контакта с материальной энергией оно находится, если можно так сказать, в водовороте рождения и смерти. Освободившись из-под власти материальной энергии, живое существо обретает свободу и становится достойным возвращения домой, обратно к Богу. Те, кто хочет жить вечно, не меняя своих материальных тел, не должны растрачивать свое драгоценное время на повествования, не связанные с Господом Кришной и Его преданными.
Следующие материалы:
Оригинал:
क्षुद्रायुषां नृणामङ्ग मर्त्यानामृतमिच्छताम् ।
इहोपहूतो भगवान्मृत्यु: शामित्रकर्मणि ॥ ७ ॥
इहोपहूतो भगवान्मृत्यु: शामित्रकर्मणि ॥ ७ ॥
Транскрипция:
кшудра̄йуша̄м̇ нр̣н̣а̄м ан̇га
мартйа̄на̄м р̣там иччхата̄м
ихопахӯто бхагава̄н
мр̣тйух̣ ш́а̄митра-карман̣и
мартйа̄на̄м р̣там иччхата̄м
ихопахӯто бхагава̄н
мр̣тйух̣ ш́а̄митра-карман̣и
Синонимы:
кшудра — очень маленькая; а̄йуша̄м — продолжительность жизни; нр̣н̣а̄м — людей; ан̇га — о Сута Госвами; мартйа̄на̄м — тех, кому суждено встретить смерть; р̣там — вечная жизнь; иччхата̄м — тех, кто желает ее; иха — здесь; упахӯтах̣ — призванный; бхагава̄н — представитель Господа; мр̣тйух̣ — повелитель смерти Ямараджа; ш́а̄митра — подавляя; карман̣и — исполнение.
Перевод:
О Сута Госвами, среди людей есть те, кто желает освободиться от смерти и обрести вечную жизнь. Они избегают гибели, призывая повелителя смерти Ямараджу.
Комментарий:
По мере эволюции от низшего, животного, уровня существования до более высокого, человеческого, и постепенно — до уровня высшего разума, в живом существе развивается сильное желание вырваться из тисков смерти. Современные ученые пытаются избежать смерти, углубляя свои познания в физике и химии, но, увы, повелитель смерти Ямараджа так жесток, что не щадит даже самого ученого. Ученый, выдвигающий теорию о том, как остановить смерть с помощью науки, сам становится жертвой смерти, когда его призывает Ямараджа. Что говорить о смерти — никто не в силах продлить краткий срок человеческой жизни даже на долю секунды. Единственная надежда на то, чтобы остановить жестокую, губительную деятельность Ямараджи, кроется в возможности пригласить его слушать и воспевать святое имя Господа. Ямараджа — великий преданный Господа, и он любит, когда чистые преданные, постоянно погруженные в преданное служение Господу, приглашают его на киртаны и жертвоприношения. Поэтому великие мудрецы, возглавляемые Шаунакой и другими, пригласили Ямараджу присутствовать на жертвоприношении в лесу Наймишаранья. Это было благом для тех, кто не хотел умирать.
Оригинал:
न कश्चिन्म्रियते तावद् यावदास्त इहान्तक: ।
एतदर्थं हि भगवानाहूत: परमर्षिभि: ।
अहो नृलोके पीयेत हरिलीलामृतं वच: ॥ ८ ॥
एतदर्थं हि भगवानाहूत: परमर्षिभि: ।
अहो नृलोके पीयेत हरिलीलामृतं वच: ॥ ८ ॥
Транскрипция:
на каш́чин мрийате та̄вад
йа̄вад а̄ста-иха̄нтаках̣
этад-артхам̇ хи бхагава̄н
а̄хӯтах̣ парамаршибхих̣
ахо нр̣-локе пӣйета
хари-лӣла̄мр̣там̇ вачах̣
йа̄вад а̄ста-иха̄нтаках̣
этад-артхам̇ хи бхагава̄н
а̄хӯтах̣ парамаршибхих̣
ахо нр̣-локе пӣйета
хари-лӣла̄мр̣там̇ вачах̣
Синонимы:
на — не; каш́чит — всякий; мрийате — умрет; та̄ват — пока; йа̄ват — так же долго; а̄сте — присутствует; иха — здесь; антаках̣ — тот, кто служит причиной конца жизни; этат — по этой; артхам — причине; хи — несомненно; бхагава̄н — представителя Господа; а̄хӯтах̣ — пригласили; парама-р̣шибхих̣ — великие мудрецы; ахо — увы; нр̣-локе — в человеческом обществе; пӣйета — пусть же они пьют; хари-лӣла̄ — о трансцендентных играх Господа; амр̣там — нектар бессмертия; вачах̣ — повествования.
Перевод:
Пока Ямараджа, который несет смерть каждому, присутствует здесь, никто не встретится со смертью. Великие мудрецы пригласили повелителя смерти, Ямараджу, который является представителем Господа. Живым существам, находящимся в Его власти, нужно воспользоваться нектаром бессмертия в форме этого повествования о трансцендентных играх Господа.
Комментарий:
Никому из людей не нравится умирать, но никто не знает, как избежать смерти. Самое верное средство избежать ее — приучить себя слушать повествования о нектарных играх Господа, последовательно излагаемых в «Шримад-Бхагаватам». Поэтому здесь дается совет: любому человеку, желающему освободиться от смерти, следует принять образ жизни, который рекомендуют риши во главе с Шаунакой.