Текст 6

यस्य क्षणवियोगेन लोको ह्यप्रियदर्शन: ।
उक्थेन रहितो ह्येष मृतक: प्रोच्यते यथा ॥ ६ ॥
йасйа кшан̣а-вийогена
локо хй априйа-дарш́анах̣
уктхена рахито хй эша
мр̣таках̣ прочйате йатха̄
йасйа — с кем; кшан̣а — мгновение; вийогена — разлуки; локах̣ — все вселенные; хи — несомненно; априйа — все выглядит непривлекательным; уктхена — жизни; рахитах̣ — лишенные; хи — несомненно; эшах̣ — все эти тела; мр̣таках̣ — трупами; прочйате — названы; йатха̄ — как оно есть.

Перевод:

Я только что утратил Его, разлука с которым, даже если она длится одно мгновение, делает все вселенные непривлекательными и пустыми, подобно телам, из которых ушла жизнь.

Комментарий:

На самом деле для живого существа нет никого дороже Господа. Господь распространяет Себя в виде бесчисленных неотъемлемых частиц: как свамша и вибхиннамша. Параматма — это часть Господа, которая называется свамшей, а части вибхиннамша — это живые существа. Как живое существо является важнейшим фактором материального тела, поскольку без него материальное тело не представляет ценности, так и без Параматмы живое существо не имеет статус-кво. Без Верховного Господа Кришны Брахман и Параматма не имеют локус станди*. Это подробно объясняется в «Бхагавад-гите». Все они — связанные друг с другом, взаимозависимые факторы. Таким образом, в конечном счете Господь есть суммум бонум и, следовательно, жизненный принцип всего сущего.

* локус станди (лат.) — точка опоры (примеч. переводчика).
Следующие материалы:

Текст 7

यत्संश्रयाद् द्रुपदगेहमुपागतानां
राज्ञां स्वयंवरमुखे स्मरदुर्मदानाम् ।
तेजो हृतं खलु मयाभिहतश्च मत्स्य:
सज्जीकृतेन धनुषाधिगता च कृष्णा ॥ ७ ॥
йат-сам̇ш́райа̄д друпада-гехам упа̄гата̄на̄м̇
ра̄джн̃а̄м̇ свайам̇вара-мукхе смара-дурмада̄на̄м
теджо хр̣там̇ кхалу майа̄бхихаташ́ ча матсйах̣
саджджӣкр̣тена дхануша̄дхигата̄ ча кр̣шн̣а̄
йат — благодаря чьей милостивой; сам̇ш́райа̄т — силе; друпада — во дворце царя Друпады; упа̄гата̄на̄м — все собравшиеся; ра̄джн̃а̄м — царевичи; свайам̇вара — по случаю выбора жениха; смара — с мыслями, полными вожделения; теджах̣ — могущество; хр̣там — победил; кхалу — как оно было; майа̄ — мною; абхихатах̣ — пронзенная; ча — также; матсйах̣ — рыба мишень; саджджӣ — снарядив лук; дхануша̄ — этим луком также; адхигата̄ — добился; ча — и; кр̣шн̣а̄ — Драупади.

Перевод:

Только благодаря Его силе и милости я смог победить исполненных вожделения царевичей, собравшихся во дворце царя Друпады на церемонию выбора жениха. Стрелой из лука я поразил рыбу-мишень и получил руку Драупади.

Комментарий:

Драупади была красавицей-дочерью царя Друпады, и, когда она была юной девушкой, почти все царевичи добивались ее руки. Но Друпада Махараджа решил отдать ее руку только Арджуне и, чтобы осуществить это, пошел на хитрость. Под потолком дворца была подвешена закрытая колесом рыба. По условиям соревнования нужно было, чтобы кто-то из царевичей поразил рыбу в глаз через загораживающее ее колесо, но никому не разрешалось глядеть на мишень. В стоящем на полу сосуде с водой отражались и мишень, и колесо, и целиться разрешалось, только глядя на дрожащее отражение в сосуде. Махараджа Друпада прекрасно знал, что с этой задачей могли справиться только Арджуна или Карна. Но он хотел выдать свою дочь только за Арджуну. На собрании царевичей, когда брат Драупади Дхриштадьюмна представлял их своей взрослой сестре, присутствовал и Карна, тоже намеревавшийся участвовать в состязании. Но Драупади тактично отклонила кандидатуру Карны как вероятного соперника Арджуны, передав через брата Дхриштадьюмну, что не может принять никого ниже кшатрия. Вайшьи и шудры менее влиятельны, чем кшатрии. Карна был сыном плотника, шудры, и под этим предлогом Драупади отвергла Карну. Когда Арджуна, одетый бедным брахманом, поразил трудную мишень, все были изумлены, и царевичи, в особенности Карна, вступили с ним в жестокий бой, но, как обычно, по милости Господа Кришны Арджуна вышел из этой схватки победителем и получил бесценную руку Драупади, другое имя которой было Кришна̄. Теперь же, после ухода Господа, сила которого делала его столь могущественным, он с грустью вспоминал этот случай.

Текст 8

यत्सन्निधावहमु खांडवमग्नयेऽदा-
मिन्द्रं च सामरगणं तरसा विजित्य ।
लब्धा सभा मयकृताद्भुतशिल्पमाया
दिग्भ्योऽहरन्नृपतयो बलिमध्वरे ते ॥ ८ ॥
йат-саннидха̄в ахам у кха̄н̣д̣авам агнайе ’да̄м
индрам̇ ча са̄мара-ган̣ам̇ тараса̄ виджитйа
лабдха̄ сабха̄ майа-кр̣та̄дбхута-ш́илпа-ма̄йа̄
дигбхйо ’харан нр̣патайо балим адхваре те
йат — чьей; саннидхау — будучи поблизости; ахам — я; у — знак удивления; кха̄н̣д̣авам — заповедный лес Индры, небесного царя; агнайе — богу огня; ада̄м — отдал; индрам — Индра; ча — также; са — вместе с; амара — полубогами; тараса̄ — со всей ловкостью; виджитйа — победил; лабдха̄ — обретя; сабха̄ — дворец собраний; майа — построенный Майей; адбхута — удивительный; ш́илпа — искусство и ремесло; ма̄йа̄ — энергия; дигбхйах̣ — со всех сторон света; ахаран — собрались; нр̣патайах̣ — все царевичи; балим — подарки; адхваре — принесли; те — тебе.

Перевод:

Поскольку Он был рядом со мной, для меня не составляло труда быстро одержать победу над могущественным царем небес Индрадевой и его приближенными-полубогами, тем самым позволив богу огня уничтожить лес Кхандава. И только по Его милости демон Майя был спасен от пожара в лесу Кхандава, благодаря чему мы смогли построить наш дворец собраний — чудо архитектурного мастерства, куда на Раджасуя-ягью собрались все принцы и заплатили тебе дань.

Комментарий:

Демон Майя Данава жил в лесу Кхандава, и, когда начался пожар, он попросил защиты у Арджуны. Арджуна спас ему жизнь, за что демон чувствовал себя обязанным ему. Он отблагодарил Пандавов, построив им замечательный дворец собраний, вызывавший зависть у царевичей всего государства. Они ощущали сверхъестественное могущество Пандавов и без возражений подчинялись им, принося дань императору. Демоны обладают удивительными сверхъестественными силами, позволяющими им творить материальные чудеса. Но они всегда являются источником беспокойств для общества. Современные демоны — это вредоносные ученые-материалисты, творящие разные материальные чудеса, которые приносят в общество беспокойство. Например, создание ядерного оружия вызвало в человеческом обществе панику. Майя был таким же материалистом и мог создавать столь же удивительные вещи. И все же Господь Кришна хотел убить его. Когда его преследовали огонь и колесо Господа Кришны, он попросил защиты у преданного, Арджуны, который спас его от гнева огня Господа Шри Кришны. Таким образом, преданные более милостивы, чем Сам Господь, и в преданном служении милость преданного ценнее милости Господа. Увидев, что демон находится под защитой такого преданного, как Арджуна, и огонь, и Господь прекратили свое преследование. Чувствуя себя обязанным, демон из благодарности хотел оказать Арджуне какую-нибудь услугу, но тот ничего не захотел у него брать. Однако Господь Шри Кришна, довольный тем, что Майя попросил защиты у преданного, попросил его оказать услугу царю Юдхиштхире и построить замечательный дворец собраний. Так по милости преданного можно снискать милость Господа, а по милости Господа — получить возможность служить Его преданному. Палица Бхимасены тоже была даром Майи Данавы.