Текст 56

ध्वस्तमायागुणोदर्को निरुद्धकरणाशय: ।
निवर्तिताखिलाहार आस्ते स्थाणुरिवाचल: ।
तस्यान्तरायो मैवाभू: सन्न्यस्ताखिलकर्मण: ॥ ५६ ॥
дхваста-ма̄йа̄-гун̣одарко
нируддха-каран̣а̄ш́айах̣
нивартита̄кхила̄ха̄ра
а̄сте стха̄н̣ур ива̄чалах̣
тасйа̄нтара̄йо маива̄бхӯх̣
саннйаста̄кхила-карман̣ах̣
дхваста — разрушенные; ма̄йа̄ — гуны материальной природы; ударках̣ — последствия; нируддха — остановленные; каран̣а — чувства и ум; нивартита — остановил; акхила — все; а̄ха̄рах̣ — пища для чувств; а̄сте — сидя; стха̄н̣ух̣ — неподвижный; ива — подобно; ачалах̣ — утвердил; тасйа — его; антара̄йах̣ — препятствия; ма̄ — никогда так; абхӯх̣ — быть; саннйаста — отреченный; акхила — все виды; карман̣ах̣ — материальных обязанностей.

Перевод:

Он должен будет затормозить всю деятельность чувств, даже внешнюю, и стать невосприимчивым к взаимодействию чувств, находящихся под влиянием гун материальной природы. Отрекшись от всех материальных обязанностей и преодолев все препятствия на этом пути, он достигнет непоколебимой твердости.

Комментарий:

С помощью йоги Дхритараштра достиг стадии, на которой уничтожаются все последствия материальной деятельности. Воздействие материальных гун природы вовлекает их жертву в нескончаемый поток желаний наслаждения материей, но с помощью метода йоги можно избежать этих ложных наслаждений. Каждое чувство постоянно ищет для себя пищи, и они со всех сторон нападают на обусловленную душу, которая не может обрести твердости и сконцентрироваться ни на какой деятельности. Нарада посоветовал Махарадже Юдхиштхире не беспокоить своего дядю, пытаясь вернуть его домой. Его уже не привлекало ничто материальное. Гуны материальной природы имеют свои сферы действия, но выше гун материальной природы находится абсолютная духовная гуна. Ниргуна означает «без последствий». Духовная гуна и последствия деятельности в ней тождественны друг другу, поэтому, чтобы отличить духовное качество от его материальной противоположности, его называют ниргуной. Полностью избавившись от воздействия гун материальной природы, человек получает доступ в духовную сферу, а деятельность, которой управляют духовные гуны, называется преданным служением, или бхакти. Следовательно, бхакти — это ниргуна, достигаемая благодаря непосредственному контакту с Абсолютом.
Следующие материалы:

Текст 57

स वा अद्यतनाद् राजन् परत: पञ्चमेऽहनि ।
कलेवरं हास्यति स्वं तच्च भस्मीभविष्यति ॥ ५७ ॥
са ва̄ адйатана̄д ра̄джан
паратах̣ пан̃чаме ’хани
калеварам̇ ха̄сйати свам̇
тач ча бхасмӣ-бхавишйати
сах̣ — он; ва̄ — по всей вероятности; адйа — сегодня; тана̄т — от; ра̄джан — о царь; паратах̣ — вперед; пан̃чаме — на пятый; ахани — день; калеварам — тело; ха̄сйати — оставит; свам — свое; тат — то; ча — также; бхасмӣ — пепел; бхавишйати — превратится.

Перевод:

О царь, вероятнее всего, он покинет тело через пять дней, и оно превратится в пепел.

Комментарий:

Своим предсказанием Нарада Муни предупредил намерение Махараджи Юдхиштхиры отправиться туда, где остановился его дядя, так как Дхритараштре, который должен был покинуть тело с помощью собственной мистической силы, не нужны были никакие погребальные церемонии; Нарада Муни дал ему понять, что его тело само сгорит дотла. Мистическая сила позволяет достичь совершенства йоги. Такой йог может покинуть тело, когда пожелает, и достичь любой планеты, превратив нынешнее тело в пепел с помощью огня, который он зажигает в себе.

Текст 58

दह्यमानेऽग्निभिर्देहे पत्यु: पत्नी सहोटजे ।
बहि: स्थिता पतिं साध्वी तमग्निमनु वेक्ष्यति ॥ ५८ ॥
дахйама̄не ’гнибхир дехе
патйух̣ патнӣ сахот̣адже
бахих̣ стхита̄ патим̇ са̄дхвӣ
там агним ану векшйати
дахйама̄не — когда он будет сгорать; агнибхих̣ — в огне; дехе — тело; патйух̣ — мужа; патнӣ — жена; саха — вместе с тростниковой хижиной; бахих̣ — снаружи; стхита̄ — пребывая; патим — мужу; са̄дхвӣ — целомудренная женщина; там — то; агним — огонь; ану — глядя с неотрывным вниманием, войдет в огонь.

Перевод:

Увидев снаружи, что ее муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической силы, его целомудренная жена с глубокой сосредоточенностью войдет в этот огонь.

Комментарий:

Гандхари была идеальной целомудренной женщиной, спутницей жизни своего мужа, поэтому, увидев, как ее муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической йоги, она пришла в отчаяние. Она покинула дом, потеряв сто своих сыновей, а теперь, в лесу, наблюдала, как охваченный пламенем сгорает ее любимый муж. Тут она действительно ощутила свое одиночество и вошла в огонь, последовав за своим мужем и в смерти. Когда целомудренная женщина входит в огонь, сжигающий ее покойного мужа, это называется обрядом сатӣ, и считается, что если женщина исполнила его, то она достигла совершенства. Позже обряд сатӣ превратился в омерзительное преступление, так как его стали проводить насильно, даже вопреки желанию женщины. В эту эпоху деградации ни одна женщина не способна совершить его так же целомудренно, как Гандхари и другие женщины прошлого. Целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь. Такая женщина способна совершить обряд сатӣ добровольно, и для этого не требуется чье-то преступное насилие. Когда же обряд превратился в пустую формальность и женщину стали силой принуждать следовать этому обычаю, он действительно стал преступлением, поэтому такая церемония была запрещена законом. Предсказание Нарады Муни удержало Махараджу Юдхиштхиру от попыток разыскать свою овдовевшую тетку.