Текст 54

जितासनो जितश्वास: प्रत्याहृतषडिन्द्रिय: ।
हरिभावनया ध्वस्तरज:सत्त्वतमोमल: ॥ ५४ ॥
джита̄сано джита-ш́ва̄сах̣
пратйа̄хр̣та-шад̣-индрийах̣
хари-бха̄ванайа̄ дхваста-
раджах̣-саттва-тамо-малах̣
джита — тот, кто управляет позами тела; джита — тот, кто управляет дыханием; пратйа̄хр̣та — повернув обратно; шат̣ — шесть; индрийах̣ — чувств; хари — Абсолютная Личность Бога; бха̄ванайа̄ — погруженный; дхваста — победив; раджах̣ — страсть; саттва — благость; тамах̣ — невежество; малах̣ — загрязнения.

Перевод:

Тот, кто освоил сидячие позы тела [йогические асаны] и управляет дыханием, может направить свои чувства на Абсолютную Личность Бога и тем самым стать невосприимчивым к скверне гун материальной природы: благости, страсти и невежества.

Комментарий:

А̄сана, пра̄н̣а̄йа̄ма, пратйа̄ха̄ра, дхйа̄на, дха̄ран̣а̄ и т. д. — начальные ступени йоги. Махараджа Дхритараштра должен был успешно пройти их, поскольку находился в освященном месте и сосредоточивался на одной цели — Верховной Личности Бога (Хари). Таким образом, все его чувства были заняты служением Господу. Этот метод помогает преданному сразу избавиться от загрязнения тремя гунами материальной природы. Даже высшая материальная гуна, благость, не говоря уже о других качествах — страсти и невежестве, — служит причиной материального рабства. Страсть и невежество усиливают материальные наклонности, то есть жажду материальных наслаждений, а сильное чувство вожделения подталкивает человека к накоплению богатства и борьбе за власть. Но и тот, кто преодолел эти низменные стремления ума и поднялся на уровень благости, которой присущи нравственность и знание, еще не может владеть своими чувствами — глазами, языком, носом, ушами и осязанием. Однако, как уже говорилось, тот, кто предался лотосным стопам Господа Хари, способен выйти из- под влияния гун материальной природы и утвердиться в служении Господу. Таким образом, метод бхакти-йоги непосредственно занимает чувства любовным служением Господу. Это лишает человека возможности заниматься материальной деятельностью. Такой процесс отвлечения чувств от объектов материальных привязанностей и направления их на любовное трансцендентное служение Господу называется пратьяхарой, а сам метод, именуемый пранаямой, в конечном итоге приводит к сама̄дхи — состоянию, в котором человек занят только тем, что всеми силами удовлетворяет Верховного Господа Хари.
Следующие материалы:

Текст 55

विज्ञानात्मनि संयोज्य क्षेत्रज्ञे प्रविलाप्य तम् ।
ब्रह्मण्यात्मानमाधारे घटाम्बरमिवाम्बरे ॥ ५५ ॥
виджн̃а̄на̄тмани сам̇йоджйа
кшетраджн̃е правила̄пйа там
брахман̣й а̄тма̄нам а̄дха̄ре
гхат̣а̄мбарам ива̄мбаре
виджн̃а̄на — очищенное «я»; а̄тмани — в разум; сам̇йоджйа — совершенно сосредоточившись; кшетра — в живое существо; правила̄пйа — погрузив; там — его; брахман̣и — во Всевышнего; а̄тма̄нам — чистое живое существо; а̄дха̄ре — в источник; гхат̣а — небо в ограниченном пространстве; ива — подобно; амбаре — в высшем небе.

Перевод:

Дхритараштра должен будет соединить свое чистое «я» с разумом и затем, зная о качественном единстве живого существа с Верховным Брахманом, слиться с Верховным Существом. Вырвавшись из ограниченного неба, он достигнет духовного неба.

Комментарий:

Желая господствовать над материальным миром и уклоняясь от сотрудничества с Верховным Господом, живое существо вступает в контакт с совокупной энергией материального мира, махат-таттвой, из которой развивается его чувство ложного отождествления себя с материальным миром, разумом, умом и чувствами. Эти ложные самоотождествления покрывают его чистое духовное «я». Когда же в процессе самоосознания живое существо осознает свое чистое «я», оно должно с помощью йоги восстановить свое изначальное положение, вновь погрузив пять грубых элементов, а также тонкие — ум и разум — в махат-таттву. Вырвавшись таким образом из тисков махат-таттвы, оно должно слиться с бытием Сверхдуши. Иначе говоря, оно должно осознать, что качественно не отличается от Сверхдуши, и, поднявшись тем самым с помощью своего чистого самосущего разума над материальным небом, посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу. Такова высшая ступень совершенства развития духовного «я», и Дхритараштра по милости Видуры и Господа достиг ее. Господь явил ему Свою милость, дав возможность общаться с Видурой, а когда он применил наставления Видуры на практике, Господь помог ему достичь высшей стадии совершенства.
Чистый преданный Господа не живет на планетах материального неба и не ощущает соприкосновения с материальными элементами. Его так называемое материальное тело не существует, поскольку его пронизывает духовный поток воли Господа, не отличной от его собственной воли, и поэтому он вечно свободен от всякого осквернения совокупностью махат-таттвы. Он всегда пребывает в духовном небе, которого достигает с помощью своего преданного служения, став трансцендентным к семислойному материальному покрытию. Обусловленные души заключены в эти оболочки, освобожденная же душа пребывает неизмеримо выше их.

Текст 56

ध्वस्तमायागुणोदर्को निरुद्धकरणाशय: ।
निवर्तिताखिलाहार आस्ते स्थाणुरिवाचल: ।
तस्यान्तरायो मैवाभू: सन्न्यस्ताखिलकर्मण: ॥ ५६ ॥
дхваста-ма̄йа̄-гун̣одарко
нируддха-каран̣а̄ш́айах̣
нивартита̄кхила̄ха̄ра
а̄сте стха̄н̣ур ива̄чалах̣
тасйа̄нтара̄йо маива̄бхӯх̣
саннйаста̄кхила-карман̣ах̣
дхваста — разрушенные; ма̄йа̄ — гуны материальной природы; ударках̣ — последствия; нируддха — остановленные; каран̣а — чувства и ум; нивартита — остановил; акхила — все; а̄ха̄рах̣ — пища для чувств; а̄сте — сидя; стха̄н̣ух̣ — неподвижный; ива — подобно; ачалах̣ — утвердил; тасйа — его; антара̄йах̣ — препятствия; ма̄ — никогда так; абхӯх̣ — быть; саннйаста — отреченный; акхила — все виды; карман̣ах̣ — материальных обязанностей.

Перевод:

Он должен будет затормозить всю деятельность чувств, даже внешнюю, и стать невосприимчивым к взаимодействию чувств, находящихся под влиянием гун материальной природы. Отрекшись от всех материальных обязанностей и преодолев все препятствия на этом пути, он достигнет непоколебимой твердости.

Комментарий:

С помощью йоги Дхритараштра достиг стадии, на которой уничтожаются все последствия материальной деятельности. Воздействие материальных гун природы вовлекает их жертву в нескончаемый поток желаний наслаждения материей, но с помощью метода йоги можно избежать этих ложных наслаждений. Каждое чувство постоянно ищет для себя пищи, и они со всех сторон нападают на обусловленную душу, которая не может обрести твердости и сконцентрироваться ни на какой деятельности. Нарада посоветовал Махарадже Юдхиштхире не беспокоить своего дядю, пытаясь вернуть его домой. Его уже не привлекало ничто материальное. Гуны материальной природы имеют свои сферы действия, но выше гун материальной природы находится абсолютная духовная гуна. Ниргуна означает «без последствий». Духовная гуна и последствия деятельности в ней тождественны друг другу, поэтому, чтобы отличить духовное качество от его материальной противоположности, его называют ниргуной. Полностью избавившись от воздействия гун материальной природы, человек получает доступ в духовную сферу, а деятельность, которой управляют духовные гуны, называется преданным служением, или бхакти. Следовательно, бхакти — это ниргуна, достигаемая благодаря непосредственному контакту с Абсолютом.