Текст 21
Оригинал:
भगवांस्तत्र बन्धूनां पौराणामनुवर्तिनाम् ।
यथाविध्युपसङ्गम्य सर्वेषां मानमादधे ॥ २१ ॥
Транскрипция:
бхагава̄м̇с татра бандхӯна̄м̇
паура̄н̣а̄м анувартина̄м
йатха̄-видхй упасан̇гамйа
сарвеша̄м̇ ма̄нам а̄дадхе
Синонимы:
бхагава̄н — Шри Кришна, Личность Бога; татра — там; бандхӯна̄м — друзьям; паура̄н̣а̄м — жителям; анувартина̄м — пришедшим встретить и приветствовать Его; йатха̄ — как подобает; упасан̇гамйа — подойдя ближе; сарвеша̄м — каждому; ма̄нам — уважение и почтение; а̄дадхе — выразил.
Перевод:
Господь Кришна, Личность Бога, приблизился к ним и выразил подобающее почтение каждому из друзей, родственников, горожан и всех, кто пришел встретить и приветствовать Его.
Комментарий:
Верховный Господь, Личность Бога, не безличен и не является пассивным объектом, неспособным отвечать на чувства Своих преданных. Здесь следует отметить слово йатха-видхи, «как подобает». Он «как подобает» отвечает Своим поклонникам и преданным разных категорий. Конечно, все чистые преданные относятся только к одной категории, ибо у них нет иного объекта служения, кроме Господа, и поэтому Господь подобающим образом отвечает таким чистым преданным взаимностью, иначе говоря, всегда проявляет интерес к деятельности Своих чистых преданных. Но есть люди, которые считают Его безличным, поэтому Господь тоже не принимает в их судьбе никакого личного участия. Он удовлетворяет каждого в соответствии с уровнем его духовного сознания, и здесь приводится пример такой взаимности в отношениях с разными людьми, которые приветствовали Его.
Следующие материалы:
Текст 22
Оригинал:
प्रह्वाभिवादनाश्लेषकरस्पर्शस्मितेक्षणै: ।
आश्वास्य चाश्वपाकेभ्यो वरैश्चाभिमतैर्विभु: ॥ २२ ॥
Транскрипция:
прахва̄бхива̄дана̄ш́леша-
кара-спарш́а-смитекшан̣аих̣
а̄ш́ва̄сйа ча̄ш́вапа̄кебхйо
вараиш́ ча̄бхиматаир вибхух̣
Синонимы:
прахва̄ — склоняя Свою голову; абхива̄дана — приветствуя словами; а̄ш́леша — обнимая; кара — пожимая руки; смита — глядя с улыбкой; а̄ш́ва̄сйа — воодушевляя; ча — и; а̄ш́вапа̄кебхйах̣ — вплоть до самых последних из собакоедов; вараих̣ — благословляя; ча — также; абхиматаих̣ — как те того желают; вибхух̣ — Всемогущий.
Перевод:
Всемогущий Господь приветствовал каждого из собравшихся, склоняя голову, обмениваясь с ними словами приветствия, обнимаясь с ними и пожимая им руки, глядя на них, улыбаясь, давая заверения и одаривая благословениями даже самых последних из людей.
Комментарий:
Представители всех слоев населения, начиная с Васудевы, Уграсены и Гаргамуни — отца, деда и учителя Кришны — и вплоть до проституток и чандалов, у кого в обычае есть мясо собак, собрались, чтобы встретить Господа Шри Кришну. И каждого из них Господь приветствовал подобающим образом, в соответствии с занимаемым им положением. Как чистые живые существа, все являются отделенными неотъемлемыми частицами Господа, и, таким образом, благодаря вечным отношениям с Ним для Него нет чужих. Такие чистые живые существа относятся к различным категориям в зависимости от степени загрязненности различными гунами материальной природы, но Господь одинаково любит все Свои неотъемлемые частицы, невзирая на разницу в материальном положении. Он нисходит лишь для того, чтобы призвать эти материалистичные живые существа обратно в Свое царство, и разумные люди пользуются этой возможностью, предоставляемой Личностью Бога всем живым существам. Господь ни для кого не закрывает доступ в царство Бога, а войти в него или нет — зависит от самого живого существа.
Текст 23
Оригинал:
स्वयं च गुरुभिर्विप्रै: सदारै: स्थविरैरपि ।
आशीर्भिर्युज्यमानोऽन्यैर्वन्दिभिश्चाविशत्पुरम् ॥ २३ ॥
Транскрипция:
свайам̇ ча гурубхир випраих̣
сада̄раих̣ стхавираир апи
а̄ш́ӣрбхир йуджйама̄но ’нйаир
вандибхиш́ ча̄виш́ат пурам
Синонимы:
свайам — Сам; ча — также; гурубхих̣ — старшими родственниками; випраих̣ — брахманами; стхавираих̣ — немощные; апи — также; а̄ш́ӣрбхих̣ — благословениями; йуджйама̄нах̣ — прославляемый; анйаих̣ — другими; вандибхих̣ — почитателями; ча — и; авиш́ат — вошел; пурам — город.
Перевод:
Затем Господь, сопровождаемый пожилыми родственниками, немощными брахманами и их женами, вступил в город, и все они благословляли Его и воспевали Его славу. Остальные также славили Господа.
Комментарий:
Брахманы никогда не заботились о том, чтобы сделать сбережения на будущее, когда придет время удалиться от дел. Когда они старели и становились немощными, они обычно приходили на собрания царей и просто восхваляли их славные деяния, так что и сами брахманы, и их жены получали все необходимое для жизни. Такие брахманы не были, так сказать, царскими льстецами, потому что цари действительно славились своими делами, а брахманы своими возвышенными речами еще больше воодушевляли их на праведные дела. Господь Шри Кришна достоин всяческих похвал, и молившиеся брахманы и все те, кто возносил хвалу Господу, сами удостаивались славы.