Текст 10

कथं वयं नाथ चिरोषिते त्वयि प्रसन्नद‍ृष्टय‍ाखिलतापशोषणम ।
जीवेम ते सुन्दरहासशोभितमपश्यमाना वदनं मनोहरम ।
इति चोदीरिता वाच: प्रजानां भक्तवत्सल ।
श‍ृण्वानोऽनुग्रहं द‍ृष्टय‍ा वितन्वन् प्राविशत् पुरम् ॥ १० ॥
катхам̇ вайам̇ на̄тха чирошите твайи
прасанна-др̣шт̣йа̄кхила-та̄па-ш́ошан̣ам
джӣвема те сундара-ха̄са-ш́обхитам
апаш́йама̄на̄ ваданам̇ манохарам

ити чодӣрита̄ ва̄чах̣
праджа̄на̄м̇ бхакта-ватсалах̣
ш́р̣н̣ва̄но ’нуграхам̇ др̣шт̣йа̄
витанван пра̄виш́ат пурам
катхам — как; вайам — мы; на̄тха — о Господь; чирошите — почти всегда отсутствуя; твайи — Твое; прасанна — удовлетворение; др̣шт̣йа̄ — взглядом; акхила — всеобщие; та̄па — несчастья; ш́ошан̣ам — преодолеваются; джӣвема — иметь возможность жить; те — Твою; сундара — прекрасную; ха̄са — улыбку; ш́обхитам — украшенное; апаш́йама̄на̄х̣ — не видя; ваданам — лицо; манохарам — привлекательное; ити — так; ча — и; удӣрита̄х̣ — говоря; ва̄чах̣ — слова; праджа̄на̄м — жителей; бхакта — милостивый к преданным; ш́р̣н̣ва̄нах̣ — так узнав; ануграхам — милость; др̣шт̣йа̄ — взглядами; витанван — раздавая; пра̄виш́ат — вступил; пурам — Дваракапури.

Перевод:

О господин, если Ты постоянно будешь вдали от дома, мы не сможем смотреть на Твое привлекательное лицо и видеть Твои улыбки, устраняющие все наши страдания. Как же нам жить, не видя Тебя?

Господь, неизменно благосклонный к Своим подданным и преданным, выслушав их слова, вступил в Двараку и поблагодарил их за приветствия, бросив на них Свой трансцендентный взгляд.

Комментарий:

Привлекательность Господа Кришны столь велика, что стоит однажды почувствовать ее, как разлука с Ним становится невыносимой. Почему? Потому что все мы вечно связаны с Ним, как солнечные лучи вечно связаны с солнечным диском. Лучи солнца — молекулярные частицы солнечного излучения, следовательно, солнце и его лучи неотделимы друг от друга. Тучи искусственно и временно разделяют их, но, как только они рассеиваются, солнечные лучи в присутствии солнца вновь являют свое естественное сияние. Так же и живые существа, молекулярные частицы полного духовного целого, отделены от Господа искусственным покровом майи, иллюзорной энергии. Стоит устранить эту иллюзорную энергию, завесу майи, как живое существо сможет воочию увидеть Господа, и все его страдания тотчас же исчезнут. Все мы хотим избавиться от страданий, но не знаем, как это сделать. В данном стихе указан путь к этому, и только от нас зависит, пойти по нему или нет.
Следующие материалы:

Текст 11

मधुभोजदशार्हार्हकुकुरान्धकवृष्णिभि: ।
आत्मतुल्यबलैर्गुप्तां नागैर्भोगवतीमिव ॥ ११ ॥
мадху-бходжа-даш́а̄рха̄рха-
кукура̄ндхака-вр̣шн̣ибхих̣
а̄тма-тулйа-балаир гупта̄м̇
на̄гаир бхогаватӣм ива
мадху — Мадху; бходжа — Бходжа; даш́а̄рха — Дашарха; арха — Арха; кукура — Кукура; андхака — Андхака; вр̣шн̣ибхих̣ — потомками Вришни; а̄тма — такими же, как Он; балаих̣ — силой; гупта̄м — хранимая; на̄гаих̣ — нагами; бхогаватӣм — столица Нагалоки; ива — как.

Перевод:

Как Бхогавати, столицу Нагалоки, защищают наги, так и Двараку защищали потомки Вришни: Бходжа, Мадху, Дашарха, Арха, Кукура, Андхака и другие, по силе не уступавшие Господу Кришне.

Комментарий:

Планета Нагалока расположена ниже Земли, и известно, что солнечным лучам трудно проникнуть туда. Но темноту на этой планете рассеивает сияние драгоценных камней на головах нагов (небесных змеев). Говорится, что для наслаждений нагов там есть прекрасные сады, ручьи и проч. Из стиха понятно также, что жители этой планеты надежно защищают ее. Дварака тоже была надежно защищена потомками Вришни, которые по силе не уступали Господу (в тех пределах, в каких Он проявлял Свою силу на этой Земле).

Текст 12

सर्वर्तुसर्वविभवपुण्यवृक्षलताश्रमै: ।
उद्यानोपवनारामैर्वृतपद्माकरश्रियम् ॥ १२ ॥
сарварту-сарва-вибхава-
пун̣йа-вр̣кша-лата̄ш́рамаих̣
удйа̄нопавана̄ра̄маир
вр̣та-падма̄кара-ш́рийам
сарва — все; р̣ту — времена года; сарва — все; вибхава — богатства; пун̣йа — благочестивые; вр̣кша — деревья; лата̄ — лианы; а̄ш́рамаих̣ — с жилищами отшельников; удйа̄на — плодовыми садами; упавана — цветниками; а̄ра̄маих̣ — садами развлечений и прекрасными парками; вр̣та — окруженная; падма — местами, где рождаются лотосы, т. е. чудесными водоемами; ш́рийам — увеличивающими красоту.

Перевод:

Город Дваракапури был полон дарами всех времен года. Там были обители отшельников, сады, цветники, парки и водоемы, покрытые лотосами.

Комментарий:

Совершенства человеческой цивилизации можно достичь, если использовать дары природы по назначению. По этому описанию богатств Двараки можно судить о том, что она была окружена цветниками и фруктовыми садами, а также водоемами с цветущими лотосами. В описании не упомянуты заводы и фабрики, существование которых поддерживают скотобойни — обязательные атрибуты современных столиц. Но даже современный цивилизованный человек не утратил склонности пользоваться дарами природы. Лидеры современного цивилизованного общества выбирают место для своих резиденций там, где есть живописные сады и водоемы, а простым людям предоставляют жить в перенаселенных районах без парков и садов. Дварака же, судя по этому описанию, была совсем иной. Мы узнаем, что вся дха̄ма, то есть место, где жили люди, была окружена садами и парками с водоемами, покрытыми лотосами. Очевидно, что люди тогда зависели от даров природы: плодов и цветов, обходясь без промышленных предприятий, которые приводят к возникновению грязных хижин и трущоб. Критерием прогресса цивилизации является не рост заводов и фабрик, разрушающих в человеке возвышенные чувства и способности, а развитие потенциальных духовных способностей людей и предоставление им шанса вернуться к Богу. Развитие фабрик и заводов носит название угра-кармы, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и в обществе, превращая мир в темницу для демонов.
В этом стихе упоминаются благочестивые деревья, которые в разные времена года приносят цветы и плоды. Нечестивые деревья — это бесполезные заросли, годные только на дрова. В современном мире такие нечестивые деревья сажают вдоль дорог. Человеческая энергия должна использоваться по назначению для развития в людях возвышенных чувств, необходимых для постижения духовного, — это ключ к решению всех проблем бытия. Фрукты, цветы, прекрасные сады, парки, водоемы с утками и лебедями, играющими среди лотосов, и коровы, дающие достаточно молока и масла, необходимы для развития в человеческом теле тонких тканей. И наоборот, темницы шахт, фабрик и мастерских развивают в рабочих демонические наклонности. Власть имущие процветают за счет рабочих, и поэтому между ними по разным поводам то и дело происходят ожесточенные столкновения. Дварака-дхама, как она описывается в этом стихе, — образец человеческой цивилизации.