Текст 32

अजातशत्रु: पृतनां गोपीथाय मधुद्विष: ।
परेभ्य: शङ्कित: स्‍नेहात्प्रायुङ्क्त चतुरङ्गिणीम् ॥ ३२ ॥
аджа̄та-ш́атрух̣ пр̣тана̄м̇
гопӣтха̄йа мадху-двишах̣
паребхйах̣ ш́ан̇китах̣ снеха̄т
пра̄йун̇кта чатур-ан̇гин̣ӣм
аджа̄та — Махараджа Юдхиштхира, который никому не был врагом; пр̣тана̄м — вооруженная охрана; гопӣтха̄йа — для защиты; мадху — врага Мадху (Шри Кришны); паребхйах̣ — от прочих (врагов); ш́ан̇китах̣ — опасаясь; снеха̄т — из любви; пра̄йун̇кта — снарядил; чатух̣ — четыре отряда охраны.

Перевод:

Хотя Махараджа Юдхиштхира ни к кому не относился враждебно, он направил четыре отряда охраны [конницу, слонов, колесницы и пехоту] для сопровождения Господа Кришны, врага асуров [демонов]. Махараджа сделал это, опасаясь врагов, а также из любви к Господу.

Комментарий:

Естественные оборонительные средства — это лошади и слоны в сочетании с колесницами и людьми. Лошади и слоны могут передвигаться по любой местности: горной, лесной или равнинной. Воины на колесницах могли сражаться со множеством всадников и слонов при помощи могущественных стрел, разрушительная сила которых достигала даже уровня брахмастры (оружия, подобного современному ядерному оружию). Махараджа Юдхиштхира прекрасно знал, что Кришна — друг и доброжелатель каждого, но тем не менее были асуры, которые по своей природе враждебны Господу. Таким образом, опасаясь нападения, а также из любви, он отправил вооруженную охрану защищать Господа Кришну. Если бы это было нужно, Господь Кришна Сам мог защититься от нападения тех, кто считал Его своим врагом, но все же Он согласился на меры, предпринятые Махараджей Юдхиштхирой, так как не мог ослушаться царя, который был Его старшим двоюродным братом. В Своих трансцендентных забавах Господь играет роль подчиненного, и потому иногда доверяет Яшодамате оберегать Себя, играя роль беспомощного ребенка. Это трансцендентная лӣла̄, игра Господа. Основной принцип всех трансцендентных взаимоотношений Господа со Своими преданными проявляется в наслаждении трансцендентным блаженством, которое несравнимо ни с чем, даже с брахманандой.
Следующие материалы:

Текст 33

अथ दूरागतान् शौरि: कौरवान् विरहातुरान् ।
सन्निवर्त्य द‍ृढं स्‍निग्धान् प्रायात्स्वनगरीं प्रियै: ॥ ३३ ॥
атха дӯра̄гата̄н ш́аурих̣
каурава̄н вираха̄тура̄н
саннивартйа др̣д̣хам̇ снигдха̄н
пра̄йа̄т сва-нагарӣм̇ прийаих̣
атха — так; дӯра̄гата̄н — долго сопровождая Его на большом расстоянии; ш́аурих̣ — Господь Кришна; каурава̄н — Пандавы; вираха̄тура̄н — охваченные чувством разлуки; саннивартйа — вежливо уговаривал; др̣д̣хам — решительный; снигдха̄н — полный любви; пра̄йа̄т — следовал; сва — в свою столицу (Двараку); прийаих̣ — с дорогими Ему спутниками.

Перевод:

Движимые глубокой любовью к Господу Кришне, Пандавы, принадлежавшие к династии Куру, провожая Его, долго следовали за Ним. Они были поглощены мыслями о предстоящей разлуке. Но Господь уговорил их вернуться домой и в сопровождении Своих ближайших спутников продолжил путь в Двараку.

Комментарий:

[]

Текст 34-35

कुरुजाङ्गलपाञ्चालान् शूरसेनान् सयामुनान् ।
ब्रह्मावर्तं कुरुक्षेत्रं मत्स्यान् सारस्वतानथ ॥ ३४ ॥
मरुधन्वमतिक्रम्य सौवीराभीरयो: परान् ।
आनर्तान् भार्गवोपागाच्छ्रान्तवाहो मनाग्विभु: ॥ ३५ ॥
куру-джа̄н̇гала-па̄н̃ча̄ла̄н
ш́ӯрасена̄н сайа̄муна̄н
брахма̄вартам̇ курукшетрам̇
матсйа̄н са̄расвата̄н атха

мару-дханвам атикрамйа
саувӣра̄бхӣрайох̣ пара̄н
а̄нарта̄н бха̄ргавопа̄га̄ч
чхра̄нтава̄хо мана̄г вибхух̣
куру — провинция Дели; па̄н̃ча̄ла̄н — часть Пенджаба; ш́ӯрасена̄н — часть Уттар Прадеша; са — с; йа̄муна̄н — области, расположенные по берегам Ямуны; брахма̄вартам — часть северного Уттар Прадеша; курукшетрам — место, где произошла битва; матсйа̄н — провинция Матсья; са̄расвата̄н — часть Пенджаба; атха — и другие; мару — Раджастхан, область пустынь; дханвам — Мадхья Прадеш, засушливая область; ати — проехав; саувӣра — Саурастра; а̄бхӣрайох̣ — часть Гуджарата; пара̄н — на запад; а̄нарта̄н — провинция Двараки; бха̄ргава — о Шаунака; упа̄га̄т — одолела; ш́ра̄нта — усталость; ва̄хах̣ — кони; мана̄к — медленно из за длительного путешествия.

Перевод:

О Шаунака, затем Господь продолжил Свой путь по землям Куруджангалы, Панчалы, Шурасены, области, расположенной по берегам Ямуны, Брахмаварты, Курукшетры, Матсьи, Сарасваты, области пустынь и безводной местности. Проехав все эти провинции, Он наконец достиг провинций Саувиры и Абхиры и, двигаясь на запад от них, в конце концов достиг Двараки.

Комментарий:

Провинции, через которые проезжал Господь, в те дни назывались иначе, но указанное направление позволяет определить, что Он двигался через Дели, Пенджаб, Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Саурастру и Гуджарат, пока не достиг Своей провинции Двараки. Нет смысла искать аналоги тех провинций среди нынешних, но похоже, что пустыня Раджастхана и бедные водой провинции вроде Мадхья-Прадеша существовали еще пять тысяч лет назад. Слова «Бхагаватам» не подтверждают теории почвоведов, придерживающихся той точки зрения, что эта пустыня образовалась совсем недавно. Исследование этого вопроса мы можем предоставить опытным геологам, потому что изменяющаяся вселенная проходит через различные стадии геологического развития. Нам же достаточно знать, что Господь, выехав из провинций Куру, достиг наконец Своей провинции, Дваракадхамы. Курукшетра существует с ведических времен, и лишь по глупости комментаторы игнорируют или отрицают ее существование.