Текст 13

सर्वे तेऽनिमिषैरक्षैस्तमनुद्रुतचेतस: ।
वीक्षन्त: स्‍नेहसम्बद्धा विचेलुस्तत्र तत्र ह ॥ १३ ॥
сарве те ’нимишаир акшаис
там ану друта-четасах̣
вӣкшантах̣ снеха-самбаддха̄
вичелус татра татра ха
сарве — все; те — они; анимишаих̣ — не мигая; акшаих̣ — глазом; там — по Нему; друта — умиленное сердце; вӣкшантах̣ — глядя на Него; снеха — охваченные чистой любовью; вичелух̣ — стали двигаться; татра — взад и вперед; ха — так они делали.

Перевод:

Их сердца таяли в сосуде влечения к Нему. Не мигая, они смотрели на Него и в замешательстве не находили себе места.

Комментарий:

Кришна по Своей природе привлекателен для всех живых существ, потому что Он — главный вечный среди всех вечных. Он один поддерживает всех остальных вечных. Об этом говорится в «Катха-упанишаде». Таким образом, возродив свои вечные взаимоотношения с Ним, ныне забытые под влиянием майи, иллюзорной энергии Господа, можно достичь вечного мира и благоденствия. Даже когда эти отношения только начинают восстанавливаться, обусловленная душа сразу освобождается от иллюзии материальной энергии, и в ней просыпается страстное желание общения с Господом. Общение с Господом возможно не только в личном контакте с Ним, но и когда человек соприкасается с Его именем, славой, формой и качествами. «Шримад-Бхагаватам» учит обусловленную душу, как достичь этой стадии совершенства, смиренно внимая чистому преданному.
Следующие материалы:

Текст 14

न्यरुन्धन्नुद्गलद्बाष्पमौत्कण्ठ्याद्देवकीसुते ।
निर्यात्यगारान्नोऽभद्रमिति स्याद्ब‍ान्धवस्त्रिय: ॥ १४ ॥
нйарундханн удгалад ба̄шпам
ауткан̣т̣хйа̄д девакӣ-суте
нирйа̄тй ага̄ра̄н но ’бхадрам
ити сйа̄д ба̄ндхава-стрийах̣
нйарундхан — с большим трудом сдерживая; удгалат — переполняющие; ба̄шпам — слезы; ауткан̣т̣хйа̄т — в великом беспокойстве; девакӣ — сына Деваки; нирйа̄ти — вышли; ага̄ра̄т — из дворца; нах̣ — не; абхадрам — неблагоприятное; ити — так; сйа̄т — может случиться; ба̄ндхава — родственники; стрийах̣ — женщины.

Перевод:

С глазами, полными слез от тревоги за Кришну, все Его родственницы вышли из дворца. С большим трудом они сдерживали слезы. Они боялись, что слезы при расставании могут стать причиной несчастья.

Комментарий:

Во дворце Хастинапура жили сотни женщин. Все они любили Кришну и все находились с Ним в родственных отношениях. Когда они увидели, что Кришна покидает дворец и отправляется на родину, они очень встревожились за Него, и, как бывает в таких случаях, слезы покатились по их щекам. Но тотчас же им пришла в голову мысль, что слезы в такой момент могут стать причиной несчастья для Кришны, и поэтому они пытались сдержать их. Это давалось им с большим трудом, потому что в подобных случаях сдержать слезы невозможно. Поэтому они утирали слезы, а их сердца учащенно бились. Жены и невестки погибших в битве никогда лично не общались с Кришной. Но все они слышали о Нем и о Его великих деяниях и поэтому думали о Нем, говорили о Нем, о Его имени, славе и всем, что связано с Ним, и таким образом полюбили Его так же, как и те, кто непосредственно общался с Ним. Следовательно, каждый, кто думает о Кришне, говорит о Кришне или поклоняется Кришне, прямо или косвенно развивает в себе привязанность к Нему. Поскольку Кришна абсолютен, между Его именем, формой, качествами и проч. нет никакой разницы. Слушая повествования о Кришне, говоря или вспоминая о Нем, мы можем чудесным образом возродить свои близкие отношения с Ним. Это происходит под воздействием духовной энергии.

Текст 15

मृदङ्गशङ्खभेर्यश्च वीणापणवगोमुखा: ।
धुन्धुर्यानकघण्टाद्या नेदुर्दुन्दुभयस्तथा ॥ १५ ॥
мриданга-ш́ан̇кха-бхерйаш́ ча
ви́на-пан̣ава-гомукха̄х̣
дхундхурй-а̄нака-гхан̣т̣а̄дйа̄
недур дундубхайас татха̄
мриданга — приятно звучащий барабан; ш́ан̇кха — раковина; бхерйах̣ — медный духовой инструмент; ча — и; ви́на — струнный инструмент; пан̣ава — разновидность флейты; гомукха̄х̣ — другой вид флейты; дхундхури — другой барабан; а̄нака — литавры; гхан̣т̣а̄ — колокольчик; а̄дйа̄х̣ — другие; недух̣ — звучали; дундубхайах̣ — прочие виды барабанов; татха̄ — в то время.

Перевод:

Когда Господь покидал дворец Хастинапура, в Его честь разом забили различные барабаны: мриданги, дхолы, нагры, дхундхури, дундубхи — заиграли всевозможные флейты, а также ви́на, гомукха и бхери.

Комментарий:

[]