Текст 22

रामस्तमाह पुरुषादपुरीष यन्न:
कान्तासमक्षमसतापहृता श्ववत् ते ।
त्यक्तत्रपस्य फलमद्य जुगुप्सितस्य
यच्छामि काल इव कर्तुरलङ्‍घ्यवीर्य: ॥ २२ ॥
ра̄мас там а̄ха пуруша̄да-пурӣша йан нах̣
ка̄нта̄самакшам асата̄пахр̣та̄ ш́вават те
тйакта-трапасйа пхалам адйа джугупситасйа
йаччха̄ми ка̄ла ива картур алан̇гхйа-вӣрйах̣
ра̄мах̣ — Господь Рамачандра; там — ему (Раване); а̄ха — сказал; пуруша — о ты, кал людоедов (ракшасов); йат — поскольку; нах̣ — Моя; ка̄нта̄ — супруга; асамакшам — в (Мое) отсутствие; асата̄ — нечестивейшим (Тобой); апахр̣та̄ — похищена; ш́ва — как пес, таскающий пищу с кухни в отсутствие хозяев; те — тобой; тйакта — бесстыдного; пхалам — сегодня (преподнесу тебе) плод твоих дел; джугупситасйа — омерзительного; йаччха̄ми — дам (накажу тебя); ка̄лах̣ — как смерть; картух̣ — тебя, совершившего все греховные поступки; алан̇гхйа — тот, чьи усилия всегда увенчиваются успехом.

Перевод:

Господь Рамачандра сказал Раване: Ты самый мерзкий из людоедов. Ты подобен их испражнениям. Ты похож на собаку, ибо собака ворует из кухни еду, пока хозяин отлучился. Так и ты похитил Мою жену Ситадеви, когда Меня не было рядом. За это Я покараю тебя, как Ямараджа карает грешников. Ты — бессовестный грешник, поэтому сегодня Я, чьи усилия никогда не бывают бесплодны, непременно накажу тебя.

Комментарий:

На ча даива̄т парам̇ балам: никто не может противостоять божественной силе. Равана потерял всякий стыд и настолько погряз в грехе, что не знал, чем обернется для него попытка похитить мать Ситу, энергию наслаждения Рамачандры. Так проявляется невежество ракшасов. Асатйам апратишт̣хам̇ те джагад а̄хур анӣш́варам. Ракшасы не ведают, что Верховный Господь — владыка мироздания. Они думают, что все происходит по воле случая, без участия высшего правителя, царя или владыки. Вот почему ракшасы действуют самовольно, как им вздумается и заходят при этом так далеко, что пытаются похитить саму богиню процветания. Действовать так, как действовал Равана, крайне опасно для материалиста, ибо это в конце концов ведет к гибели материалистической цивилизации. Тем не менее безбожники-ракшасы осмеливаются совершать самые низменные поступки, за что неизбежно получают наказание. Религия — это свод повелений Верховного Господа, и тот, кто следует этим указаниям, считается религиозным человеком, а тот, кто им не следует, является безбожником и подлежит наказанию.
Следующие материалы:

Текст 23

एवं क्षिपन् धनुषि संधितमुत्ससर्ज
बाणं स वज्रमिव तद्‍धृदयं बिभेद ।
सोऽसृग् वमन् दशमुखैर्न्यपतद् विमाना-
द्धाहेति जल्पति जने सुकृतीव रिक्त: ॥ २३ ॥
эвам̇ кшипан дхануши сандхитам утсасарджа
ба̄н̣ам̇ са ваджрам ива тад-дхр̣дайам̇ бибхеда
со ’ср̣г ваман даш́а-мукхаир нйапатад вима̄на̄д
дха̄хети джалпати джане сукр̣тӣва риктах̣
эвам — так; кшипан — проклинающий (Равану); дхануши — на лук; сандхитам — наложенную; утсасарджа — послал (в него); ба̄н̣ам — стрелу; сах̣ — он; ваджрам — подобную молнии; тат — его сердце (сердце Раваны); бибхеда — пронзил; сах̣ — он (Равана); аср̣к — кровь; ваман — изрыгающий; даш́а — десятью ртами; нйапатат — пал; вима̄на̄т — с воздушного корабля; ха̄ха̄ — увы; ити — так; джалпати — восклицают; джане — люди (присутствующие при этом); сукр̣тӣ — как благочестивый; риктах̣ — тот, у кого вышел запас благочестивых поступков.

Перевод:

Отчитав Равану, Господь Рамачандра положил стрелу на тетиву Своего лука, прицелился и выпустил эту стрелу, которая, подобно молнии, поразила сердце демона. Увидев это, подчиненные Раваны огласили воздух криками: «Горе нам, горе! Какая беда!» Между тем Равана, изрыгая кровь всеми десятью ртами, рухнул с воздушного корабля наземь, подобно тому как благочестивый человек, истощивший запас своих благих дел, падает с райской планеты обратно на Землю.

Комментарий:

В «Бхагавад-гите» (9.21) сказано: кшӣн̣е пун̣йе мартйа-локам̇ виш́анти — «Исчерпав последствия своих благих дел, души, наслаждавшиеся жизнью на райских планетах, снова возвращаются на Землю». Кармическая деятельность в материальном мире — будь она благочестивой или греховной — не избавляет человека от рабства в материальном мире, а лишь помещает его в различные условия. Ни благочестие, ни грех не дают человеку возможности вырваться из оков майи и прекратить череду рождений и смертей.

Так или иначе Равана достиг высокого положения царя и правил огромным царством, наслаждаясь всеми его богатствами. Однако из-за совершенного им греха, из-за того, что он похитил мать Ситу, все его заслуги обратились в ничто. Если человек наносит оскорбление великой душе или Самому Верховному Господу, он, несомненно, становится самым презренным из людей. Лишенный плодов благочестия, он неминуемо падет, как пал Равана и другие демоны. Поэтому шастры советуют человеку подняться над благочестием и неблагочестием и обрести чистое сознание, свободное от материальных самоотождествлений (сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ тат- паратвена нирмалам). Тот, кто утвердился в преданном служении, выходит за пределы сферы влияния материи. На материальном уровне различают высокое и низкое положение, но, когда человек поднимается над этим уровнем, он утверждается в духе (са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н брахма-бхӯйа̄йа калпате). Равана и подобные ему демоны могут быть очень сильны и богаты в этом мире, однако их положение все равно ненадежно: они связаны последствиями своей кармы (карман̣а̄ даива-нетрен̣а). Никогда не следует забывать, что мы целиком зависим от законов природы.
пракр̣тех̣ крийама̄н̣а̄ни
гун̣аих̣ карма̄н̣и сарваш́ах̣
ахан̇ка̄ра-вимӯд̣ха̄тма̄
карта̄хам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы» (Б.-г., 3.27). Никто не должен гордиться своим высоким положением и поступать подобно Раване, возомнив себя независимым от законов материальной природы.

Текст 24

ततो निष्क्रम्य लङ्काया यातुधान्य: सहस्रश: ।
मन्दोदर्या समं तत्र प्ररुदन्त्य उपाद्रवन् ॥ २४ ॥
тато нишкрамйа лан̇ка̄йа̄
йа̄тудха̄нйах̣ сахасраш́ах̣
мандодарйа̄ самам̇ татра
прарудантйа упа̄драван
татах̣ — после этого; нишкрамйа — выйдя; лан̇ка̄йа̄х̣ — из Ланки; йа̄тудха̄нйах̣ — жены ракшасов; сахасраш́ах̣ — тысячами; мандодарйа̄ — с Мандодари, женой Раваны; самам — вместе; татра — туда; прарудантйах̣ — скорбно рыдающие; упа̄драван — приближающиеся (к своим мертвым мужьям).

Перевод:

После этого Мандодари, жена Раваны, и остальные женщины, чьи мужья пали в бою, вышли из [города] Ланки. Безутешно рыдая, они приблизились к мертвым телам Раваны и других ракшасов.

Комментарий:

[]