Текст 16

सन्तुष्टस्य निरीहस्य स्वात्मारामस्य यत्सुखम् ।
कुतस्तत्कामलोभेन धावतोऽर्थेहया दिश: ॥ १६ ॥
сантушт̣асйа нирӣхасйа
сва̄тма̄ра̄масйа йат сукхам
кутас тат ка̄ма-лобхена
дха̄вато ’ртхехайа̄ диш́ах̣
сантушт̣асйа — того, кто полностью удовлетворен в сознании Кришны; нирӣхасйа — того, кто не прилагает усилий, чтобы зарабатывать себе на жизнь; сва — в собственной; а̄тма — кто черпает удовлетворение в душе; йат — то; сукхам — счастье; кутах̣ — где; тат — оно (это счастье); ка̄ма — из за похоти и жадности; дха̄ватах̣ — скитающегося; артха — из за желания богатства; диш́ах̣ — по всем направлениям.

Перевод:

Кто всегда удовлетворен и связывает любое свое действие с Господом, пребывающим в сердце каждого, тот наслаждается духовным счастьем и не прилагает никаких усилий ради своего пропитания. Доступно ли такое счастье материалистичному человеку, которого похоть и жадность заставляют метаться повсюду в поисках богатства?

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 17

सदा सन्तुष्टमनस: सर्वा: शिवमया दिश: ।
शर्कराकण्टकादिभ्यो यथोपानत्पद: शिवम् ॥ १७ ॥
сада̄ сантушт̣а-манасах̣
сарва̄х̣ ш́ивамайа̄ диш́ах̣
ш́аркара̄-кан̣т̣ака̄дибхйо
йатхопа̄нат-падах̣ ш́ивам
сада̄ — всегда; сантушт̣а — (для) того, кто черпает удовлетворение в своем «Я»; сарва̄х̣ — все; ш́ива — благоприятный; диш́ах̣ — направления; ш́аркара̄ — от камешков; кан̣т̣ака — колючек и пр.; йатха̄ — как; упа̄нат — (для) того, у кого на ногах обувь; ш́ивам — нет вреда (благоприятно).

Перевод:

Если у человека на ногах прочная обувь, ему не страшны даже острые камни и колючки. Он не ощущает никаких неудобств. Так и тому, кто научился получать удовлетворение изнутри, неведомы печали: он всюду чувствует себя счастливым.

Комментарий:

[]

Текст 18

सन्तुष्ट: केन वा राजन्न वर्तेतापि वारिणा ।
औपस्थ्यजैह्व्यकार्पण्याद्गृहपालायते जन: ॥ १८ ॥
сантушт̣ах̣ кена ва̄ ра̄джан
на вартета̄пи ва̄рин̣а̄
аупастхйа-джаихвйа-ка̄рпан̣йа̄д
гр̣ха-па̄ла̄йате джанах̣
сантушт̣ах̣ — тот, кто всегда черпает удовлетворение в самом себе; кена — почему; ва̄ — или; ра̄джан — о царь; на — не; вартета — будет существовать (счастливо); апи — только; ва̄рин̣а̄ — водой; аупастхйа — из за половых органов; джаихвйа — из за языка; ка̄рпан̣йа̄т — из за убогости или скупости; гр̣ха — сторожит дом, словно пес; джанах̣ — человек.

Перевод:

Дорогой царь! Человек, черпающий удовлетворение в себе, может жить на одной воде и быть счастливым. Но тому, кто идет на поводу у своих чувств, кто привык потакать языку и гениталиям, приходится играть роль домашней собаки ради того, чтобы удовлетворить их.

Комментарий:

Согласно шастрам, брахман — культурный человек, обладающий сознанием Кришны, — никогда не пойдет к кому-то в услужение даже ради своего пропитания и уж тем более ради чувственных удовольствий. Истинный брахман всегда удовлетворен. Даже если ему нечего есть, он может довольствоваться водой. Это дело привычки. К сожалению, сейчас никого не учат находить удовлетворение в самоосознании. Как уже объяснялось, преданный всегда удовлетворен, потому что ощущает в своем сердце присутствие Сверхдуши и непрестанно думает о Господе. Это и приносит ему подлинное удовлетворение. Преданный никогда не идет на поводу у своего языка и половых органов и потому никогда не становится жертвой законов материальной природы.