Текст 32
Оригинал:
कतमोऽपि न वेन: स्यात्पञ्चानां पुरुषं प्रति ।
तस्मात् केनाप्युपायेन मन: कृष्णे निवेशयेत् ॥ ३२ ॥
Транскрипция:
катамо ’пи на венах̣ сйа̄т
пан̃ча̄на̄м̇ пурушам̇ прати
тасма̄т кена̄пй упа̄йена
манах̣ кр̣шн̣е нивеш́айет
Синонимы:
катамах̣ — всякий; на — не; венах̣ — богоненавистник Вена; сйа̄т — пусть применит; пан̃ча̄на̄м — из пяти (упомянутых ранее); пурушам — Верховной Личности Бога; прати — в отношении; тасма̄т — поэтому; кена̄пи — любым; упа̄йена — средством; манах̣ — ум; кр̣шн̣е — на Кришне; нивеш́айет — пусть сосредоточит.
Перевод:
Как бы то ни было, очень важно, чтобы душа глубоко сосредоточилась на личности Кришны. Тот, кто, испытывая одно из пяти упомянутых мною чувств, обратит к Господу свои мысли, непременно вернется домой, к Богу. Однако безбожники вроде царя Вены, вообще не способные хранить в уме образ Кришны, никогда не обретут спасения. Поэтому, с любовью или ненавистью, человек всегда должен думать о Кришне.
Комментарий:
Имперсоналисты и атеисты идут на любые ухищрения, чтобы забыть о личностном образе Кришны. Современные политики и философы даже пытаются изгнать Кришну из «Бхагавад-гиты». Ясно, что такие души не спасутся. Но враги Кришны думают: «Вот Он, Кришна, мой враг. Я должен Его убить». Их ум сосредоточен на реальном образе Кришны, и потому они обретают спасение. Что уж говорить о преданных, которые всецело поглощены мыслями о личностном образе Кришны, — освобождение им гарантировано. Безбожники-майявади изо всех сил доказывают, что у Кришны нет личностного образа, и, поскольку они наносят Ему такое тяжкое оскорбление, им нечего надеяться на спасение. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: тена ш́иш́упа̄ла̄ди-бхиннах̣ пратикӯла-бха̄вам̇ дидхӣшур йена ива наракам̇ йа̄тӣти бха̄вах̣. Случай с Шишупалой — это исключение; обычно же тех, кто выступает против поклонения Кришне, ожидают адские муки, а не спасение. Шастры учат, что человек всегда должен думать о Кришне, независимо от того, считает он Его своим другом или врагом.
Следующие материалы:
Текст 33
Оригинал:
मातृष्वस्रेयो वश्चैद्यो दन्तवक्रश्च पाण्डव ।
पार्षदप्रवरौ विष्णोर्विप्रशापात्पदच्युतौ ॥ ३३ ॥
Транскрипция:
ма̄тр̣-швасрейо ваш́ чаидйо
дантавакраш́ ча па̄н̣д̣ава
па̄ршада-праварау вишн̣ор
випра-ш́а̄па̄т пада-чйутау
Синонимы:
ма̄тр̣ — сын сестры матери (Шишупала); вах̣ — вашей; чаидйах̣ — царь Шишупала; дантавакрах̣ — Дантавакра; ча — и; па̄н̣д̣ава — о Пандава; па̄ршада — два возвышенных спутника; вишн̣ох̣ — Вишну; випра — брахманов; ш́а̄па̄т — из за проклятия; пада — со своего положения (на Вайкунтхе); чйутау — упавшие.
Перевод:
Нарада Муни продолжал: О лучший из Пандавов, твои двоюродные братья Шишупала и Дантавакра, сыновья твоей тетки по матери, раньше принадлежали к ближайшему окружению Господа Вишну, но из-за проклятия, которое наложили на них брахманы, они пали с Вайкунтхи в материальный мир.
Комментарий:
Шишупала и Дантавакра не были обычными демонами, так как раньше принадлежали к ближайшему окружению Господа Вишну. То, что они пали в материальный мир, — лишь внешняя сторона событий; на самом деле они пришли сюда, чтобы помогать Верховному Господу проводить Свои игры в этом мире.
Текст 34
Оригинал:
श्रीयुधिष्ठिर उवाच
कीदृश: कस्य वा शापो हरिदासाभिमर्शन: ।
अश्रद्धेय इवाभाति हरेरेकान्तिनां भव: ॥ ३४ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-йудхишт̣хира ува̄ча
кӣдр̣ш́ах̣ касйа ва̄ ш́а̄по
хари-да̄са̄бхимарш́анах̣
аш́раддхейа ива̄бха̄ти
харер эка̄нтина̄м̇ бхавах̣
Синонимы:
ш́рӣ — Махараджа Юдхиштхира сказал; кӣдр̣ш́ах̣ — какое; касйа — чье; ва̄ — или; ш́а̄пах̣ — проклятие; хари — слугу Хари; абхимарш́анах̣ — затрагивающее; аш́раддхейах̣ — невероятное; ива — как; а̄бха̄ти — кажется; харех̣ — Хари; эка̄нтина̄м — приближенных слуг, всецело преданных Ему; бхавах̣ — рождение.
Перевод:
Махараджа Юдхиштхира спросил: Что за грозное проклятие могло подействовать даже на освобожденных вишну-бхакт и кто оказался способен проклясть спутников Господа? Не может быть, чтобы те, кто непоколебимо предан Господу, снова пали в материальный мир. Я не могу в это поверить.
Комментарий:
В «Бхагавад-гите» (8.16) Господь ясно говорит: ма̄м упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате — тот, кто очистился от материальной скверны и вернулся домой, к Богу, больше не попадает в материальный мир. То же самое Кришна говорит и в другом стихе «Бхагавад-гиты» (4.9):
джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна». Зная это, Махараджа Юдхиштхира удивился: как чистые преданные могли снова попасть в материальный мир? Безусловно, это очень важный вопрос.