Текст 1-2

श्रीराजोवाच
देवासुरनृणां सर्गो नागानां मृगपक्षिणाम् ।
सामासिकस्त्वया प्रोक्तो यस्तु स्वायम्भुवेऽन्तरे ॥ १ ॥
तस्यैव व्यासमिच्छामि ज्ञातुं ते भगवन् यथा ।
अनुसर्गं यया शक्त्या ससर्ज भगवान् पर: ॥ २ ॥
ш́рӣ-ра̄джова̄ча
дева̄сура-нр̣н̣а̄м̇ сарго
на̄га̄на̄м̇ мр̣га-пакшин̣а̄м
са̄ма̄сикас твайа̄ прокто
йас ту сва̄йамбхуве ’нтаре

тасйаива вйа̄сам иччха̄ми
джн̃а̄тум̇ те бхагаван йатха̄
анусаргам̇ йайа̄ ш́актйа̄
сасарджа бхагава̄н парах̣
ш́рӣ — царь сказал; дева — полубогов, демонов и людей; саргах̣ — сотворение; на̄га̄на̄м — нагов (змееподобных существ); мр̣га — зверей и птиц; са̄ма̄сиках̣ — кратко; твайа̄ — тобой; проктах̣ — описано; йах̣ — которое; ту — однако; сва̄йамбхуве — Сваямбхувы Ману; антаре — в эпоху; тасйа — этого; эва — на самом деле; вйа̄сам — подробное описание; иччха̄ми — желаю; джн̃а̄тум — узнать; те — твое; бхагаван — мой господин; йатха̄ — как; анусаргам — второй этап творения; йайа̄ — которой; ш́актйа̄ — энергией; сасарджа — создал; бхагава̄н — Верховный Господь; парах̣ — трансцендентный.

Перевод:

Благословенный царь Парикшит обратился к Шукадеве Госвами: Мой господин, ты упомянул [в Третьей песни], что в период правления Сваямбхувы Ману были сотворены полубоги, демоны, люди, наги, звери и птицы. Прошу, расскажи мне об этом подробнее. Поведай мне также об энергии Всевышнего, с помощью которой Он создавал мир на втором этапе творения.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 3

श्रीसूत उवाच
इति सम्प्रश्नमाकर्ण्य राजर्षेर्बादरायणि: ।
प्रतिनन्द्य महायोगी जगाद मुनिसत्तमा: ॥ ३ ॥
ш́рӣ-сӯта ува̄ча
ити сампраш́нам а̄карн̣йа
ра̄джаршер ба̄дара̄йан̣их̣
пратинандйа маха̄-йогӣ
джага̄да муни-саттама̄х̣
ш́рӣ — Сута Госвами сказал; ити — так; сампраш́нам — просьбу; а̄карн̣йа — услышав; ра̄джаршех̣ — царя Парикшита; ба̄дара̄йан̣их̣ — Шукадева Госвами; пратинандйа — похвалив; маха̄ — великий йог; джага̄да — сказал; муни — о величайшие из мудрецов.

Перевод:

Сута Госвами сказал: О лучшие из мудрецов [собравшиеся в лесу Наймишаранья], великий йог Шукадева Госвами похвалил царя Парикшита за его просьбу и стал отвечать ему.

Комментарий:

[]

Текст 4

श्रीशुक उवाच
यदा प्रचेतस: पुत्रा दश प्राचीनबर्हिष: ।
अन्त:समुद्रादुन्मग्ना दद‍ृशुर्गां द्रुमैर्वृताम् ॥ ४ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
йада̄ прачетасах̣ путра̄
даш́а пра̄чӣнабархишах̣
антах̣-самудра̄д унмагна̄
дадр̣ш́ур га̄м̇ друмаир вр̣та̄м
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; йада̄ — когда; прачетасах̣ — Прачеты; путра̄х̣ — сыновья; даш́а — десять; пра̄чӣнабархишах̣ — царя Прачинабархи; антах̣ — из глубин океана; унмагна̄х̣ — вышедшие; дадр̣ш́ух̣ — увидели; га̄м — планету; друмаих̣ — покрытую деревьями.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: Когда десять сыновей царя Прачинабархи вышли из морской пучины, где они предавались аскезе, то увидели, что всю землю покрыли леса.

Комментарий:

Некогда царь Прачинабархи совершал ведические ритуалы и приносил в жертву животных. Нарада Муни, из жалости к ним, попросил царя прекратить жертвоприношения. Прачинабархи внял словам Нарады и, покинув царство, удалился в лес, чтобы предаться аскезе. В то время все его десять сыновей тоже совершали аскезу в морских глубинах, поэтому мир остался без царя, который поддерживал бы необходимый порядок. Когда же Прачеты наконец вышли на сушу, они обнаружили, что вся земля заросла деревьями.
Если правители не уделяют должного внимания земледелию, без которого невозможно обеспечить людей пищей, то пахотные земли зарастают никчемными деревьями. Конечно, многие деревья приносят пользу, давая людям цветы и плоды, но есть также немало бесполезных деревьев. Их можно пустить на дрова, освободив землю под пашни. При нерадивом правлении урожаи зерна из года в год падают.

Как сказано в «Бхагавад-гите» (18.44), возделывать землю, а также заботиться о коровах должны представители третьего сословия, вайшьи, склонные к этому от природы (кр̣ши-го-ракшйа-ва̄н̣иджйам̇ ваиш́йа-карма свабха̄ва-джам). А смотреть за тем, чтобы вайшьи, стоящие ниже брахманов и кшатриев, как следует выполняли свой долг, обязаны кшатрии — правители. Кшатриям предписано заботиться о людях, а вайшьям — о домашних животных, особенно о коровах.