Текст 16

गुरूणां च लघूनां च गुरूणि च लघूनि च ।
प्रायश्चित्तानि पापानां ज्ञात्वोक्तानि महर्षिभि: ॥ १६ ॥
гурӯн̣а̄м̇ ча лагхӯна̄м̇ ча
гурӯн̣и ча лагхӯни ча
пра̄йаш́читта̄ни па̄па̄на̄м̇
джн̃а̄твокта̄ни махаршибхих̣
гурӯн̣а̄м — тяжких; ча — и; лагхӯна̄м — легких; ча — также; гурӯн̣и — суровые; ча — и; лагхӯни — легкие; ча — также; пра̄йаш́читта̄ни — искупления; па̄па̄на̄м — грехов; джн̃а̄тва̄ — хорошо зная; укта̄ни — установленные; маха̄ — великими мудрецами.

Перевод:

Великие мудрецы установили, что за тяжкие грехи человек должен совершить суровое покаяние, а за менее тяжкие грехи — легкое. Но повторение мантры Харе Кришна избавляет от последствий любых грехов.

Комментарий:

В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает о том, как Самба был спасен от мести Кауравов. Самба полюбил дочь Дурьйодханы и похитил ее, так как по традиции кшатрий может взять в жены дочь другого кшатрия, только если покажет свою доблесть. За это Кауравы пленили Самбу. Господь Баларама, приехавший, чтобы выручить его, попытался решить спор миром, но Ему это не удалось. И тогда Он пустил в ход Свою силу, отчего весь Хастинапур задрожал и чуть было не превратился в руины, как при сильном землетрясении. Сразу же дело было улажено, и Самба женился на дочери Дурьйодханы. Заключение таково: надо предаться Кришне и Балараме, Верховной Личности Бога, ибо не найти в материальном мире покровителя сильнее и лучше. Какими бы тяжкими ни были наши грехи, от них не останется и следа, стоит нам произнести имя Хари, Кришны, Баларамы или Нараяны.
Следующие материалы:

Текст 17

तैस्तान्यघानि पूयन्ते तपोदानव्रतादिभि: ।
नाधर्मजं तद्‌धृदयं तदपीशाङ्‌घ्रिसेवया ॥ १७ ॥
таис та̄нй агха̄ни пӯйанте
тапо-да̄на-врата̄дибхих̣
на̄дхармаджам̇ тад-дхр̣дайам̇
тад апӣш́а̄н̇гхри-севайа̄
таих̣ — теми; та̄ни — те; агха̄ни — грехи и их последствия; пӯйанте — уничтожаются; тапах̣ — аскезой; да̄на — благотворительностью; врата — обетами и другими благими делами; на — не; адхарма — рожденное пороком; тат — того; хр̣дайам — сердце; тат — то; апи — также; ӣш́а — лотосным стопам Господа; севайа̄ — служением.

Перевод:

Аскезой, пожертвованиями, исполнением священных обетов и прочими благочестивыми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Тот же, кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очистится от скверны греховных желаний.

Комментарий:

Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42), сила преданного служения такова, что любой, кто к нему обратится, тотчас избавится от всех порочных желаний: бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир анйатра ча. Любое материальное желание порочно, ибо сопряжено с удовлетворением потребностей чувств, что, в свою очередь, неизбежно ведет к греху. Чистое преданное служение, бхакти, однако, свободно от материальных желаний, порожденных кармой или гьяной, поэтому его называют аньябхилашита-шунья. У того, кто посвятил себя преданному служению, больше нет материальных устремлений, а значит, он выше греха. От материальных желаний надо обязательно избавиться полностью — иначе, несмотря на то что аскеза и благотворительность могут освободить человека от греха, порочные желания снова возродятся в нечистом сердце, и такой человек снова будет грешить и снова страдать за свои грехи.

Текст 18

अज्ञानादथवा ज्ञानादुत्तमश्लोकनाम यत् ।
सङ्कीर्तितमघं पुंसो दहेदेधो यथानल: ॥ १८ ॥
аджн̃а̄на̄д атхава̄ джн̃а̄на̄д
уттамаш́лока-на̄ма йат
сан̇кӣртитам агхам̇ пум̇со
дахед эдхо йатха̄налах̣
аджн̃а̄на̄т — по неведению; атхава̄ — или; джн̃а̄на̄т — сознательно; уттамаш́лока — Верховной Личности Бога; на̄ма — святое имя; йат — которое; сан̇кӣртитам — произнесено; агхам — грех; пум̇сах̣ — человека; дахет — сожжет; эдхах̣ — сухую траву; йатха̄ — как; аналах̣ — огонь.

Перевод:

Как огонь сжигает дотла сухую траву, так и святое имя Господа сжигает дотла все последствия грехов, даже если его произносят неосознанно.

Комментарий:

Огонь сделает свое дело независимо от того, зажег ли его несмышленый ребенок или взрослый, знающий о силе огня. Неважно, кто подожжет сухую траву в поле, — она в любом случае выгорит. Точно так же тот, кто повторяет мантру Харе Кришна — знает он о ее силе или нет, — навсегда избавится от всех последствий своих грехов.