Текст 61

द‍ृष्ट्वा तां कामलिप्तेन बाहुना परिरम्भिताम् ।
जगाम हृच्छयवशं सहसैव विमोहित: ॥ ६१ ॥
др̣шт̣ва̄ та̄м̇ ка̄ма-липтена
ба̄хуна̄ парирамбхита̄м
джага̄ма хр̣ч-чхайа-ваш́ам̇
сахасаива вимохитах̣
др̣шт̣ва̄ — увидев; та̄м — ее (блудницу); ка̄ма — обсыпанной куркумой для разжигания страсти; ба̄хуна̄ — рукой; парирамбхита̄м — обнятую; джага̄ма — оказался; хр̣т — похотливых желаний, гнездящихся в сердце; ваш́ам — во власти; сахаса̄ — вдруг; эва — несомненно; вимохитах̣ — охваченный иллюзией.

Перевод:

Когда Аджамила увидел, как шудра руками, желтыми от куркумы, обнимал блудницу, дотоле дремавшие страсти вдруг пробудились в его сердце и он поддался им, охваченный иллюзией.

Комментарий:

Известно, что возбудить половое желание у представителя противоположного пола можно, обсыпав свое тело куркумой. Так поступил и этот шудра, на что указывает слово ка̄ма-липтена.
Следующие материалы:

Текст 62

स्तम्भयन्नात्मनात्मानं यावत्सत्त्वं यथाश्रुतम् ।
न शशाक समाधातुं मनो मदनवेपितम् ॥ ६२ ॥
стамбхайанн а̄тмана̄тма̄нам̇
йа̄ват саттвам̇ йатха̄-ш́рутам
на ш́аш́а̄ка сама̄дха̄тум̇
мано мадана-вепитам
стамбхайан — пытающийся сдержать; а̄тмана̄ — разумом; а̄тма̄нам — ум; йа̄ват — насколько возможно; йатха̄ — памятуя о предписаниях (которые запрещают брахмачари даже смотреть на женщин); на — не; ш́аш́а̄ка — мог; сама̄дха̄тум — успокоить; манах̣ — ум; мадана — возбужденный Камадевой, богом любви.

Перевод:

Аджамила постарался вспомнить, что шастры запрещают даже смотреть на женщин. Призвав на помощь знание и разум, он отчаянно боролся с вожделением. Но Камадева в его сердце был сильнее, и ум Аджамилы отказался повиноваться.

Комментарий:

Тому, кто не обладает достаточным знанием и терпением и не умеет обуздывать свое тело, ум и разум, совладать с вожделением необычайно трудно. Поэтому при виде мужчины, который держал в объятиях молодую женщину, готовую вот- вот ему отдаться, даже такой ученый брахман, как Аджамила, не смог справиться с охватившей его похотью и пошел у нее на поводу. Человеку очень непросто совладать с собой и противостоять влиянию материальной жизни, если он не служит Верховному Господу и не пользуется Его покровительством.

Текст 63

तन्निमित्तस्मरव्याजग्रहग्रस्तो विचेतन: ।
तामेव मनसा ध्यायन् स्वधर्माद्विरराम ह ॥ ६३ ॥
тан-нимитта-смара-вйа̄джа
граха-грасто вичетанах̣
та̄м эва манаса̄ дхйа̄йан
сва-дхарма̄д вирара̄ма ха
тат — из за того (что ее увидел); смара — пользующийся этим как предлогом, чтобы постоянно думать о ней; граха — скрытый затмением; вичетанах̣ — совершенно забывший о своем истинном положении; та̄м — на ней; эва — конечно; манаса̄ — ум; дхйа̄йан — сосредоточив; сва — от правил, которые предписаны брахманам.

Перевод:

Разум Аджамилы помутился, на него нашло затмение, как это бывает с Солнцем и Луной, когда их заслоняет низшая планета. Аджамила стал день и ночь думать о той блуднице. Вскоре он взял ее в свой дом служанкой и отверг все брахманские заповеди.

Комментарий:

Здесь Шукадева Госвами стремится показать, что, хотя Аджамила занимал высокое положение брахмана, из- за связи с порочной женщиной он так опустился, что забыл все брахманские обязанности. Однако он сумел избежать уготованной ему страшной участи — падения в ад, ибо на пороге смерти произнес четыре слога имени Нараяны. Свалпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т: даже небольшой шаг на пути преданного служения может спасти человека от величайшей опасности. Преданное служение, начинающееся с повторения святого имени Господа, очень могущественно: даже брахман, который, предавшись разврату, пал, может уберечься от наказания в аду, если он так или иначе повторяет святое имя. Сила святого имени поистине необычайна. Поэтому Господь Кришна в «Бхагавад-гите» советует неустанно повторять святое имя (сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇ йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣). Материальный мир таит многие опасности, и никто, какое бы возвышенное положение он ни занимал, не застрахован от падения. Но, повторяя Харе Кришна маха-мантру, мы всегда сможем оставаться чистыми и непоколебимыми и будем защищены от любых опасностей.