Текст 21

राजोवाच
अहो नृजन्माखिलजन्मशोभनं
किं जन्मभिस्त्वपरैरप्यमुष्मिन् ।
न यद्‌धृषीकेशयश:कृतात्मनां
महात्मनां व: प्रचुर: समागम: ॥ २१ ॥
ра̄джова̄ча
ахо нр̣-джанма̄кхила-джанма-ш́обханам̇
ким̇ джанмабхис тв апараир апй амушмин
на йад дхр̣шӣкеш́а-йаш́ах̣-кр̣та̄тмана̄м̇
маха̄тмана̄м̇ вах̣ прачурах̣ сама̄гамах̣
ра̄джа̄ — царь Рахугана сказал; ахо — увы; нр̣ — ты, родившийся человеком; акхила — лучшая из всех форм жизни; ким — зачем; джанмабхих̣ — рождения в более высоких формах, например среди полубогов на райских планетах; ту — но; апараих̣ — не превосходящими; апи — поистине; амушмин — в следующей жизни; на — не; йат — которых; хр̣шӣкеш́а — славой Верховной Личности Бога, Хришикеши (повелителя чувств); кр̣та — с теми, чьи сердца очищены; маха̄ — подлинно великими душами; вах̣ — вас; прачурах̣ — обильное; сама̄гамах̣ — общение.

Перевод:

Царь Рахугана сказал: Ни одна форма жизни в этом мире не может сравниться с человеческой. Куда лучше родиться человеком на Земле, чем полубогом на райских планетах. Чего достигнет душа, возвысившись до положения полубога? Обитатели райских планет окружены всеми мирскими благами и утопают в роскоши, поэтому у них нет возможности общаться с преданными.

Комментарий:

Родившись человеком, живое существо получает редчайшую возможность — возможность постичь свою духовную природу. Те, кто родился полубогом на высших планетах, купаются в богатстве и роскоши и потому не могут освободиться из материального плена. Даже здесь, на Земле, очень богатые люди, как правило, не стремятся встать на путь сознания Кришны. Если человек разумен, если он искренне хочет вырваться из оков материи, ему необходимо общаться с чистыми преданными. Благодаря такому общению он постепенно избавится от тяги к деньгам и женщинам. Женщины и деньги — вот два основных объекта материальных привязанностей. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху советовал всем, кто серьезно намерен вернуться к Богу, отречься от женщин и денег; иначе мы не получим права войти в духовное царство. Все деньги нужно использовать для служения Господу, и то же самое касается женщин: их следует вовлекать в служение Господу. Только так можно освободиться от материального рабства. Сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо бхаванти хр̣т- карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ (Бхаг., 3.25.25). Даже непродолжительное общение с чистым преданным позволит обусловленной душе благополучно вернуться в царство Бога.
Следующие материалы:

Текст 22

न ह्यद्भ‍ुतं त्वच्चरणाब्जरेणुभि-
र्हतांहसो भक्तिरधोक्षजेऽमला ।
मौहूर्तिकाद्यस्य समागमाच्च मे
दुस्तर्कमूलोऽपहतोऽविवेक: ॥ २२ ॥
на хй адбхутам̇ твач-чаран̣а̄бджа-рен̣убхир
хата̄м̇хасо бхактир адхокшадже ’мала̄
маухӯртика̄д йасйа сама̄гама̄ч ча ме
дустарка-мӯло ’пахато ’вивеках̣
на — не; хи — конечно же; адбхутам — удивительно; тват — пылью с твоих лотосных стоп; хата — того, чьи последствия грехов уничтожены; бхактих̣ — любовь и преданность; адхокшадже — Богу, Верховной Личности, которого невозможно постичь экспериментальным путем; амала̄ — очищенный от всякой скверны; маухӯртика̄т — от кратковременного; йасйа — которого; сама̄гама̄т — визита и общения; ча — тоже; ме — мой; дустарка — ложных доводов; мӯлах̣ — корень; апахатах̣ — полностью уничтожен; авивеках̣ — неспособность распознавать.

Перевод:

Нет ничего удивительного в том, что, просто осыпав себя пылью с твоих лотосных стоп, человек сразу получает право заниматься чистым преданным служением Адхокшадже, которое недоступно даже Брахме и другим великим полубогам. Мимолетное общение с тобой подрубило корни моего материального рабства: гордыню, пристрастие к порочным доводам и неспособность отличать истинное от ложного. Теперь я свободен от этих пут, что удерживают душу в плену материи.

Комментарий:

Тот, кто общается с чистым преданным, непременно освободится от материального рабства. Именно это и произошло с царем Рахуганой: слушая Джаду Бхарату, он быстро избавился от всех заблуждений, возникших под влиянием мирской жизни. Доводы чистого преданного необычайно убедительны. Услышав их, даже бестолковый ученик избавляется от всех иллюзий и постигает тайны духовной науки.

Текст 23

नमो महद्‍भ्योऽस्तु नम: शिशुभ्यो
नमो युवभ्यो नम आवटुभ्य: ।
ये ब्राह्मणा गामवधूतलिङ्गा-
श्चरन्ति तेभ्य: शिवमस्तु राज्ञाम् ॥ २३ ॥
намо махадбхйо ’сту намах̣ ш́иш́убхйо
намо йувабхйо нама а̄ват̣убхйах̣
йе бра̄хман̣а̄ га̄м авадхӯта-лин̇га̄ш́
чаранти тебхйах̣ ш́ивам асту ра̄джн̃а̄м
намах̣ — поклоны; махадбхйах̣ — великим душам; асту — да будут; намах̣ — поклоны; ш́иш́убхйах̣ — великим, которые выглядят как мальчики; намах̣ — нижайшие поклоны; йувабхйах̣ — тем, кто принимают облик юношей; намах̣ — нижайшие поклоны; а̄ — тем, кто выглядят как дети; йе — которые; бра̄хман̣а̄х̣ — познавшие свою духовную природу; га̄м — землю; авадхӯта — скрытые под разными телесными оболочками; чаранти — обходят; тебхйах̣ — благодаря им; ш́ивам — пусть все будет благополучно; ра̄джн̃а̄м — у правящих династий или царей (которые всегда очень горды).

Перевод:

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми святыми, которые странствуют по земле в облике детей, юношей, авадхут или возвышенных брахманов. Я приношу поклоны каждому из них, даже если они скрывают свое истинное величие. Пусть же эти души прольют милость на несчастных царей, которые нередко наносят им обиды.

Комментарий:

Царь Рахугана горько сожалел, что заставил Джаду Бхарату нести паланкин. Поэтому он стал возносить молитвы всем брахманам и осознавшим себя душам, в том числе и тем, кто скрывает свое величие под внешностью детей или авадхут. Четыре Кумара, например, всюду путешествуют в облике пятилетних мальчиков, и точно так же многие брахманы (те, кто постиг природу Брахмана) странствуют по свету в облике детей, юношей или авадхут. Цари, гордые своей властью, нередко оскорбляют их, и Махараджа Рахугана, почтительно склонившись перед всеми великими душами, просит их простить членов царских династий, чтобы те не попали из-за своих оскорблений в ад. Сами великие души могут и не считать себя оскорбленными, но Верховный Господь не прощает тех, кто наносит им оскорбление. Оскорбив Махараджу Амбаришу, Дурваса молил о прощении Самого Господа Вишну. Однако Господь не простил его, и Дурвасе пришлось припасть к лотосным стопам Махараджи Амбариши, хотя тот был кшатрием и грихастхой, то есть формально занимал более низкое положение, чем Дурваса. Нужно всегда быть очень осторожным и ни в коем случае не оскорблять лотосные стопы вайшнавов и брахманов.