Текст 10

अहेरिव पय:पोष: पोषकस्याप्यनर्थभृत् ।
वेन: प्रकृत्यैव खल: सुनीथागर्भसम्भव: ॥ १० ॥
ахер ива пайах̣-пошах̣
пошакасйа̄пй анартха-бхр̣т
венах̣ пракр̣тйаива кхалах̣
сунӣтха̄-гарбха-самбхавах̣
ахех̣ — змеи; ива — как; пайах̣ — молоком; пошах̣ — вскармливание; пошакасйа — кормильца; апи — даже; анартха — против; бхр̣т — становится; венах̣ — царь Вена; пракр̣тйа̄ — от природы; эва — безусловно; кхалах̣ — злодей; сунӣтха̄ — Сунитхи, матери Вены; гарбха — из чрева; самбхавах̣ — рожденный.

Перевод:

Мудрецы подумали: Царь Вена порочен от природы, ибо он появился на свет из чрева Сунитхи. Поддерживать такого царя — все равно что кормить молоком змею. Это по его вине на людей обрушилось столько бед.

Комментарий:

Святые люди обычно держатся в стороне от политики и мирской суеты. Поддерживая царя Вену, мудрецы рассчитывали, что тот оградит своих подданных от воров и разбойников, однако, взойдя на престол, Вена стал помехой для святых людей и мудрецов. Мудрецы и отшельники видят свою главную обязанность в том, чтобы совершать жертвоприношения и аскезы ради духовного самоосознания, но Вена, вместо того чтобы отблагодарить мудрецов за их благодеяния, сделался их врагом, запретив им исполнять их повседневные обязанности. У змеи, которую кормят молоком и бананами, лишь прибавляется яда, и она только и ждет удобного случая, чтобы ужалить своего благодетеля.
Следующие материалы:

Текст 11

निरूपित: प्रजापाल: स जिघांसति वै प्रजा: ।
तथापि सान्‍त्वयेमामुं नास्मांस्तत्पातकं स्पृशेत् ॥ ११ ॥
нирӯпитах̣ праджа̄-па̄лах̣
са джигха̄м̇сати ваи праджа̄х̣
татха̄пи са̄нтвайема̄мум̇
на̄сма̄м̇с тат-па̄такам̇ спр̣ш́ет
нирӯпитах̣ — посаженный; праджа̄ — царем; сах̣ — он; джигха̄м̇сати — хочет причинить вред; ваи — конечно; праджа̄х̣ — подданным; татха̄ — тем не менее; са̄нтвайема — мы должны умиротворить; амум — его; на — не; асма̄н — нас; тат — то; па̄такам — преступление; спр̣ш́ет — коснется.

Перевод:

Мы возвели Вену на престол, чтобы он защищал своих подданных, но он вместо этого сделался их врагом. И тем не менее нам следует, пока не поздно, попытаться образумить его. Сделав это, мы снимем с себя бремя ответственности за его злодеяния.

Комментарий:

Царь Вена, возведенный на трон великими мудрецами, оказался злодеем, поэтому мудрецы опасались, что доля ответственности за его злодеяния ляжет и на них. В соответствии с законом кармы, человек должен стараться избегать всякого общения с грешником. Возведя Вену на престол, мудрецы, несомненно, стали его пособниками. В конце концов царь Вена зашел слишком далеко, и святые мудрецы начали опасаться, что его грехи запятнают их. Однако, прежде чем предпринять против него какие-либо меры, они решили попытаться образумить Вену и своими увещеваниями удержать его от новых злодеяний.

Текст 12

तद्विद्वद्‌भिरसद्‍वृत्तो वेनोऽस्माभि: कृतो नृप: ।
सान्त्वितो यदि नो वाचं न ग्रहीष्यत्यधर्मकृत् ।
लोकधिक्कारसन्दग्धं दहिष्याम: स्वतेजसा ॥ १२ ॥
тад-видвадбхир асад-вр̣тто
вено ’сма̄бхих̣ кр̣то нр̣пах̣
са̄нтвито йади но ва̄чам̇
на грахӣшйатй адхарма-кр̣т
лока-дхикка̄ра-сандагдхам̇
дахишйа̄мах̣ сва-теджаса̄
тат — его греховная природа; видвадбхих̣ — известна; асат — порочный; венах̣ — Вена; асма̄бхих̣ — нами; кр̣тах̣ — сделанный; нр̣пах̣ — царем; са̄нтвитах̣ — (несмотря на) увещевания; йади — если; нах̣ — наши; ва̄чам — слова; на — не; грахӣшйати — примет к сведению; адхарма — величайший злодей; лока — проклятие народа; сандагдхам — сожженный; дахишйа̄мах̣ — мы испепелим; сва — своим могуществом.

Перевод:

Мудрецы продолжали рассуждать: Разумеется, нам была хорошо известна его порочная натура, но, несмотря на это, мы возвели Вену на трон. Если все наши увещевания не возымеют никакого действия, его ждет проклятие народа, к которому присоединимся и мы. У нас хватит сил, чтобы испепелить негодяя.

Комментарий:

Хотя святые люди, как правило, не занимаются политикой, они постоянно думают о благе простых людей. Поэтому порой им приходится вмешиваться в ход политических событий, чтобы образумить какого-нибудь зарвавшегося государя или правителя. К сожалению, в Кали-югу праведники далеко не так могущественны, как в предшествующие эпохи. В те времена духовная сила мудрецов была столь велика, что им не составляло труда на месте испепелить любого грешника. Теперь же под влиянием века Кали святые люди утратили былое могущество. В самом деле, нынешние брахманы не в состоянии даже совершить жертвоприношение, в ходе которого принесенное в жертву животное обрело бы новую жизнь. Поэтому, вместо того чтобы принимать активное участие в политической жизни, святым людям в наши дни следует повторять Харе Кришна маха-мантру. Милостью Господа Чайтаньи люди, просто повторяя эту мантру, получат все блага, и им не нужно будет заниматься политикой.