Текст 27
Оригинал:
मुखेन लोकार्तिहरस्मितेन
परिस्फुरत्कुण्डलमण्डितेन ।
शोणायितेनाधरबिम्बभासा
प्रत्यर्हयन्तं सुनसेन सुभ्र्वा ॥ २७ ॥
Транскрипция:
мукхена лока̄рти-хара-смитена
париспхурат-кун̣д̣ала-ман̣д̣итена
ш́он̣а̄йитена̄дхара-бимба-бха̄са̄
пратйархайантам̇ сунасена субхрва̄
Синонимы:
мукхена — выражением лица; лока — тот, кто уничтожает страдания преданных; смитена — улыбкой; париспхурат — сияющими; кун̣д̣ала — серьгами; ман̣д̣итена — украшенный; ш́он̣а̄йитена — принимая; адхара — Его губ; бимба — отражение; бха̄са̄ — лучи; пратйархайантам — отвечая взаимностью; су — красивый нос; су — красивые брови.
Перевод:
Он с благодарностью принял служение Своих преданных и чарующей улыбкой развеял все их печали. Украшенный серьгами лик Господа был озарен сиянием, исходившим от Его уст, а линии бровей и носа были безупречны; все это делало Его лицо неотразимо прекрасным.
Комментарий:
Преданное служение вызывает у Господа чувство глубокой благодарности. Есть много разных форм духовной деятельности, которой занимаются многочисленные трансценденталисты, но преданное служение занимает среди них особое место. Преданные ничего не просят у Господа в награду за свое служение. Даже когда Господь предлагает им самый великий дар — освобождение, — преданные отвергают его. Таким образом, Господь как бы оказывается в долгу у преданных, и единственное, что Ему остается, — это попытаться отблагодарить их за служение Своей вечно чарующей улыбкой. Озаренный улыбкой лик Господа приносит преданным бесконечное наслаждение и окрыляет их. А когда Господь видит, как радуются Его преданные, Он испытывает от этого еще большее удовольствие. Так Господь и Его преданные все время состязаются между собой, стараясь услужить друг другу и выразить друг другу свою признательность.
Следующие материалы:
Текст 28
Оригинал:
कदम्बकिञ्जल्कपिशङ्गवाससा
स्वलंकृतं मेखलया नितम्बे ।
हारेण चानन्तधनेन वत्स
श्रीवत्सवक्ष:स्थलवल्लभेन ॥ २८ ॥
Транскрипция:
кадамба-кин̃джалка-пиш́ан̇га-ва̄саса̄
свалан̇кр̣там̇ мекхалайа̄ нитамбе
ха̄рен̣а ча̄нанта-дханена ватса
ш́рӣватса-вакшах̣-стхала-валлабхена
Синонимы:
кадамба — шафрановой пыльцы цветка кадамбы; ва̄саса̄ — покрыта; су — богато украшенным; мекхалайа̄ — поясом; нитамбе — талия; ха̄рен̣а — гирляндой; ча — также; ананта — высокой; дханена — цены; ватса — дорогой Видура; ш́рӣватса — трансцендентный знак; вакшах̣ — на груди; валлабхена — необычайно привлекательный.
Перевод:
Дорогой Видура, талия Господа была задрапирована желтой тканью, по цвету напоминавшей шафрановую пыльцу цветка кадамбы, и перехвачена расшитым драгоценными камнями поясом. Грудь Его украшал знак шриватса и ожерелье, которому не было цены.
Комментарий:
[]
Текст 29
Оригинал:
परार्ध्यकेयूरमणिप्रवेक-
पर्यस्तदोर्दण्डसहस्रशाखम् ।
अव्यक्तमूलं भुवनाङ्घ्रि पेन्द्र-
महीन्द्रभोगैरधिवीतवल्शम् ॥ २९ ॥
Транскрипция:
пара̄рдхйа-кейӯра-ман̣и-правека-
парйаста-дордан̣д̣а-сахасра-ш́а̄кхам
авйакта-мӯлам̇ бхувана̄н̇гхрипендрам
ахӣндра-бхогаир адхивӣта-валш́ам
Синонимы:
пара̄рдхйа — необыкновенной ценности; кейӯра — украшения; ман̣и — драгоценные камни; парйаста — распространяющий; дордан̣д̣а — руки; сахасра — с тысячами ветвей; авйакта — самодостаточный; бхувана — вселенский; ан̇гхрипа — деревья; индрам — Господь; ахи — Анантадева; бхогаих̣ — головы; адхивӣта — окруженные; валш́ам — плечи.
Перевод:
Подобно сандаловому дереву, ветви которого усыпаны благоухающими цветами, Господь был украшен жемчугами и самоцветами. Он был деревом, которое само питает себя, Владыкой всех существ во вселенной. И, подобно тому как ветви сандалового дерева обвивает множество змей, тело Господа покрывали капюшоны Ананты.
Комментарий:
В данном стихе особенно важным является слово авйакта-мӯлам. Корни дерева обычно скрыты от наших глаз, однако если говорить о Господе, то Он является собственным корнем, поскольку не опирается ни на кого, кроме Себя Самого. Веды называют Господа сва̄ш́райа̄ш́райа, имея в виду, что Он является собственной опорой, и другой опоры у Него нет. Следовательно, слово авйакта приложимо только к Верховному Господу и ни к кому другому.