Текст 43

त आत्मसर्गं तं कायं पितर: प्रतिपेदिरे ।
साध्येभ्यश्च पितृभ्यश्च कवयो यद्वितन्वते ॥ ४३ ॥
та а̄тма-саргам̇ там̇ ка̄йам̇
питарах̣ пратипедире
са̄дхйебхйаш́ ча питр̣бхйаш́ ча
кавайо йад витанвате
те — они; а̄тма — их источник; там — то; ка̄йам — тело; питарах̣ — питы; пратипедире — приняли; са̄дхйебхйах̣ — садхьям; ча — и; питр̣бхйах̣ — питам; ча — а также; кавайах̣ — искусные жрецы; йат — через которое; витанвате — приносят дары.

Перевод:

Питы сами завладели невидимым телом, из которого они появились на свет. Именно через это невидимое тело искусные жрецы приносят дары садхьям и питам [в образе умерших предков] во время жертвоприношения шраддха.

Комментарий:

Шраддха — один из обрядов, который совершают последователи Вед. Этот обряд проводят один раз в году в течение периода, который длится пятнадцать дней. При этом ревностные исполнители религиозных ритуалов предлагают дары душам усопших предков. В результате те предки рода, которые по прихоти судьбы не получили грубого физического тела, необходимого для материальных наслаждений, вновь получают его благодаря жертвоприношению шраддха, которое совершают их потомки. Эта традиция до сих пор сохранилась в Индии, особенно в Гае, где жертвенный прасад предлагают лотосным стопам Господа в знаменитом на всю Индию храме Вишну. Господь, довольный преданным служением потомков усопших, Своей милостью освобождает осужденные души их родственников, у которых нет грубых физических тел, и наделяет их физическим телом, чтобы предоставить им возможность для духовного развития.
К сожалению, под влиянием майи обусловленная душа чаще всего использует полученное таким образом тело для того, чтобы удовлетворять свои чувства, забывая о том, что подобная деятельность может снова привести ее к существованию в невидимом теле. Но преданному Господа, или тому, кто занимается преданным служением в сознании Кришны, незачем совершать шраддху и другие подобные ритуалы, так как все, что делает преданный, он делает ради того, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу. Поэтому те его предки, которые оказались в тяжелом положении, и без шраддхи получают облегчение. Ярким примером тому является Прахлада Махараджа. Прахлада Махараджа попросил Господа Нрисимхадеву даровать освобождение его грешному отцу, который бессчетное число раз оскорблял лотосные стопы Господа. На это Господь сказал ему, что в семье, где рождается такой вайшнав, как Прахлада, не только отец, но и отец отца, а также все их предки до четырнадцатого колена сразу получают освобождение. Таким образом, деятельность в сознании Кришны приносит самое большое благо семье, обществу и всем живым существам. Автор «Чайтанья-чаритамриты» говорит, что тот, кто постиг науку сознания Кришны, не совершает никаких ритуалов, поскольку знает, что служение Кришне в полном сознании Кришны заменяет все обряды и ритуалы.
Следующие материалы:

Текст 44

सिद्धान् विद्याधरांश्चैव तिरोधानेन सोऽसृजत् ।
तेभ्योऽददात्तमात्मानमन्तर्धानाख्यमद्भुतम् ॥ ४४ ॥
сиддха̄н видйа̄дхара̄м̇ш́ чаива
тиродха̄нена со ’ср̣джат
тебхйо ’дада̄т там а̄тма̄нам
антардха̄на̄кхйам адбхутам
сиддха̄н — сиддхов; видйа̄дхара̄н — видьядхаров; ча — а также; тиродха̄нена — из присущей ему способности становиться невидимым; сах̣ — Господь Брахма; аср̣джат — создал; тебхйах̣ — им; адада̄т — отдал; там — ту свою форму; антардха̄на — которую называют Антардха̄на; адбхутам — чудесную.

Перевод:

Затем Господь Брахма создал из своей способности становиться невидимым сиддхов и видьядхаров, отдав им свою удивительную форму, которую называют Антардха̄на.

Комментарий:

Слово антардха̄на означает, что присутствие этих существ можно ощутить, но глазами их увидеть нельзя.

Текст 45

स किन्नरान किम्पुरुषान् प्रत्यात्म्येनासृजत्प्रभु: ।
मानयन्नात्मनात्मानमात्माभासं विलोकयन् ॥ ४५ ॥
са киннара̄н кимпуруша̄н
пратйа̄тмйена̄ср̣джат прабхух̣
ма̄найанн а̄тмана̄тма̄нам
а̄тма̄бха̄сам̇ вилокайан
сах̣ — Брахмаджи; киннара̄н — киннаров; кимпуруша̄н — кимпурушей; пратйа̄тмйена — из своего отражения (в воде); аср̣джат — сотворил; прабхух̣ — повелитель живых существ (Брахма); ма̄найан — восхищаясь; а̄тмана̄ — сам собой; а̄тма — своим отражением; вилокайан — любуясь.

Перевод:

Однажды Брахма, создатель живых существ, любуясь своим отражением в воде, пришел в восторг и сотворил из этого отражения кимпурушей и киннаров.

Комментарий:

[]