Текст 27

तस्मिन्नतीत्य मुनय: षडसज्जमाना:
कक्षा: समानवयसावथ सप्तमायाम् ।
देवावचक्षत गृहीतगदौ परार्ध्य-
केयूरकुण्डलकिरीटविटङ्कवेषौ ॥ २७ ॥
тасминн атӣтйа мунайах̣ шад̣ асаджджама̄на̄х̣
какша̄х̣ сама̄на-вайаса̄в атха саптама̄йа̄м
дева̄в ачакшата гр̣хӣта-гадау пара̄рдхйа-
кейӯра-кун̣д̣ала-кирӣт̣а-вит̣ан̇ка-вешау
тасмин — на Вайкунтхе; атӣтйа — пройдя через; мунайах̣ — великие мудрецы; шат̣ — шесть; асаджджа — оставшись равнодушными; какша̄х̣ — стены; сама̄на — одинакового; вайасау — возраста; атха — затем; саптама̄йа̄м — у седьмых ворот; девау — двух стражей Вайкунтхи; ачакшата — увидели; гр̣хӣта — вооруженных; гадау — палицами; пара — бесценными; кейӯра — браслетами; кун̣д̣ала — серьгами; кирӣт̣а — шлемами; вит̣ан̇ка — великолепными; вешау — одеждами.

Перевод:

Мудрецы миновали шесть ворот Вайкунтха-пури (обители Господа), пышное великолепие отделки которых не произвело на них особого впечатления, и подошли к седьмым. Там они увидели двух излучающих сияние существ одинакового возраста, облаченных в великолепные одежды, вооруженных палицами и украшенных бриллиантами и другими драгоценными камнями, с серьгами в ушах и шлемами на головах.

Комментарий:

Мудрецы так жаждали увидеть Господа, находившегося в Вайкунтха-пури, что даже не обратили внимания на трансцендентную отделку шести ворот, которые миновали одни за другими. Однако у седьмых ворот они увидели двух стражей одинакового возраста. Говоря, что стражи Вайкунтхи были одинакового возраста, Брахма имеет в виду, что жители Вайкунтхи никогда не стареют, и потому практически невозможно определить, кто из них старше, а кто моложе. Обитатели Вайкунтхи носят такие же украшения, как Верховная Личность Бога, Нараяна, и держат в руках шанкху, чакру, гаду и падму (раковину, диск, палицу и лотос).
Следующие материалы:

Текст 28

मत्तद्विरेफवनमालिकया निवीतौ
विन्यस्तयासितचतुष्टयबाहुमध्ये ।
वक्त्रं भ्रुवा कुटिलया स्फुटनिर्गमाभ्यां
रक्तेक्षणेन च मनाग्रभसं दधानौ ॥ २८ ॥
матта-двирепха-ванама̄ликайа̄ нивӣтау
винйастайа̄сита-чатушт̣айа-ба̄ху-мадхйе
вактрам̇ бхрува̄ кут̣илайа̄ спхут̣а-ниргама̄бхйа̄м̇
рактекшан̣ена ча мана̄г рабхасам̇ дадха̄нау
матта — опьяненные; дви — пчелы; вана — гирлянду из свежих цветов; нивӣтау — висевшую на шее; винйастайа̄ — обвивавшую; асита — голубые; чатушт̣айа — четыре; ба̄ху — руки; мадхйе — между; вактрам — лицо; бхрува̄ — с бровями; кут̣илайа̄ — поднятыми; спхут̣а — сопящее; ниргама̄бхйа̄м — дыхание; ракта — покрасневшие; ӣкшан̣ена — глаза; ча — и; мана̄к — немного; рабхасам — возбуждены; дадха̄нау — окинули взором.

Перевод:

У них на груди, между четырех голубых рук, висели гирлянды из свежих цветов, вокруг которых вились пчелы, опьяненные их благоуханием. Поднятые брови, недовольно раздутые ноздри и покрасневшие глаза стражей выдавали их возбуждение.

Комментарий:

Гирлянды стражей привлекали к себе рои пчел, поскольку были сделаны из свежих цветов. Все в мире Вайкунтхи всегда свежее, новое и трансцендентное. У жителей Вайкунтхи голубая кожа и четыре руки, как у Нараяны.

Текст 29

द्वार्येतयोर्निविविशुर्मिषतोरपृष्ट्वा
पूर्वा यथा पुरटवज्रकपाटिका या: ।
सर्वत्र तेऽविषमया मुनय: स्वद‍ृष्टय‍ा
ये सञ्चरन्त्यविहता विगताभिशङ्का: ॥ २९ ॥
два̄рй этайор нививиш́ур мишатор апр̣шт̣ва̄
пӯрва̄ йатха̄ пурат̣а-ваджра-капа̄т̣ика̄ йа̄х̣
сарватра те ’вишамайа̄ мунайах̣ сва-др̣шт̣йа̄
йе сан̃чарантй авихата̄ вигата̄бхиш́ан̇ка̄х̣
два̄ри — в ворота; этайох̣ — обоих стражей; нививиш́ух̣ — вошли; мишатох̣ — созерцая; апр̣шт̣ва̄ — не спрашивая; пӯрва̄х̣ — как и прежде; йатха̄ — как; пурат̣а — сделанные из золота; ваджра — и бриллиантов; капа̄т̣ика̄х̣ — ворота; йа̄х̣ — которые; сарватра — везде; те — они; авиша — не делая разграничений; мунайах̣ — великие мудрецы; сва — по собственной воле; йе — кто; сан̃чаранти — передвигается; авихата̄х̣ — никем не остановленные; вигата — без; абхиш́ан̇ка̄х̣ — сомнений.

Перевод:

Великие мудрецы во главе с Санакой смело открывали все встречавшиеся на их пути ворота. Им были неведомы такие понятия, как «свое» и «чужое». Не задумываясь, послушные зову сердца, они вошли в седьмые ворота точно так же, как входили в предыдущие шесть ворот, сделанных из золота и усыпанных бриллиантами.

Комментарий:

Хотя великие мудрецы Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумар к тому времени уже достигли весьма преклонного возраста, они выглядели как маленькие дети. Без задних мыслей они вошли в седьмые ворота, словно маленькие дети, которые ходят всюду, не имея ни малейшего понятия о праве собственности. Такова природа детей. Ребенок может забрести в любое место, и, как правило, никто его не останавливает, более того, обычно ребенку везде рады, однако, если ребенка по тем или иным причинам куда-то не пускают, его это очень огорчает и сердит. Так уж устроены дети. То же самое произошло и в данном случае. Простодушные, как дети, святые миновали шесть дворцовых ворот, и их никто не задержал, поэтому, когда они попытались пройти через седьмые ворота и были остановлены стражниками, которые преградили им путь своими жезлами, они, как и следовало ожидать, очень огорчились и рассердились. Обыкновенный ребенок в этом случае заплакал бы, но мудрецы не были обычными детьми и потому решили немедленно наказать стражей, нанесших им такое оскорбление. В Индии даже до сих пор перед святым человеком открыты все двери.