Текст 9
Оригинал:
इष्ट्वाग्निजिह्वं पयसा पुरुषं यजुषां पतिम् ।
निम्लोचत्यर्क आसीनमग्न्यगारे समाहितम् ॥ ९ ॥
Транскрипция:
ишт̣ва̄гни-джихвам̇ пайаса̄
пурушам̇ йаджуша̄м̇ патим
нимлочатй арка а̄сӣнам
агнй-ага̄ре сама̄хитам
Синонимы:
ишт̣ва̄ — совершив обряд поклонения; агни — огня; джихвам — языку; пайаса̄ — проведя жертвоприношение; пурушам — Верховной Личности; йаджуша̄м — всех жертвоприношений; патим — владыка; нимлочати — на закате; арке — солнца; а̄сӣнам — сидя; агни — в зале для жертвоприношений; сама̄хитам — погруженный в транс.
Перевод:
Солнце клонилось к горизонту, и мудрец, который закончил совершать жертвоприношение Верховной Личности Бога, Вишну, чьим языком является жертвенный огонь, сидел, погруженный в транс.
Комментарий:
Огонь считают языком Личности Бога, Вишну. Так Господь принимает приносимые на жертвенный огонь дары — зерно и топленое масло. Этот принцип лежит в основе всех жертвоприношений, следовательно, Господь Вишну является ягьешварой, владыкой жертвоприношений. Иначе говоря, удовлетворяя Господа Вишну, мы удовлетворяем всех полубогов и других живых существ.
Следующие материалы:
Текст 10
Оригинал:
दितिरुवाच
एष मां त्वत्कृते विद्वन् काम आत्तशरासन: ।
दुनोति दीनां विक्रम्य रम्भामिव मतङ्गज: ॥ १० ॥
Транскрипция:
дитир ува̄ча
эша ма̄м̇ тват-кр̣те видван
ка̄ма а̄тта-ш́ара̄санах̣
дуноти дӣна̄м̇ викрамйа
рамбха̄м ива матан̇гаджах̣
Синонимы:
дитих̣ — прекрасная Дити сказала; эшах̣ — все эти; ма̄м — меня; тват — для тебя; видван — о мудрец; ка̄мах̣ — Купидон; а̄тта — вынув свои стрелы; дуноти — пронзает; дӣна̄м — меня несчастную; викрамйа — кидаясь; рамбха̄м — на банановое дерево; ива — словно; матам — бешеный слон.
Перевод:
Подойдя к нему, прекрасная Дити поведала мужу о своем желании: О мудрец, бог любви, вынув из колчана свои стрелы, терзает меня, словно бешеный слон, кидающийся на банановое дерево.
Комментарий:
Видя, что муж погружен в транс, прекрасная Дити сразу заговорила во весь голос, даже не пытаясь привлечь его своими движениями или мимикой. Она со всей откровенностью объявила ему, что ее тело изнемогает от вожделения, вызванного присутствием мужа, словно банановое дерево, которое топчет бешеный слон. Беспокоить мужа, когда тот находился в трансе, было не в ее обычае, но она не смогла справиться с охватившим ее вожделением. Это вожделение было подобно бешеному слону, и потому муж Дити прежде всего обязан был защитить жену, исполнив ее желание.
Текст 11
Оригинал:
तद्भवान्दह्यमानायां सपत्नीनां समृद्धिभि: ।
प्रजावतीनां भद्रं ते मय्यायुङ्क्तामनुग्रहम् ॥ ११ ॥
Транскрипция:
тад бхава̄н дахйама̄на̄йа̄м̇
са-патнӣна̄м̇ самр̣ддхибхих̣
праджа̄ватӣна̄м̇ бхадрам̇ те
майй а̄йун̇кта̄м ануграхам
Синонимы:
тат — поэтому; бхава̄н — о досточтимый; дахйама̄на̄йа̄м — измученная; са — других жен; самр̣ддхибхих̣ — благополучием; праджа̄ — тех, у кого есть дети; бхадрам — все блага; те — тебе; майи — мне; а̄йун̇кта̄м — окажи мне; ануграхам — милость.
Перевод:
Поэтому ты должен сжалиться надо мной и явить мне всю свою милость. Я мечтаю о сыновьях и мучусь, когда вижу, как благоденствуют другие твои жены. Этот поступок принесет тебе счастье.
Комментарий:
«Бхагавад-гита» утверждает, что половые отношения с целью зачатия детей не являются греховными. Тот же, кто вступает в половые отношения только ради удовлетворения собственных чувств, нарушает законы нравственности. Когда Дити просила мужа лечь с ней, ею двигало не столько стремление утолить терзавшее ее вожделение, сколько желание иметь детей. Она была бездетна и чувствовала себя обделенной по сравнению с другими женами своего мужа. Поэтому Кашьяпа был обязан удовлетворить желание своей верной жены.