Текст 10

दितिरुवाच
एष मां त्वत्कृते विद्वन् काम आत्तशरासन: ।
दुनोति दीनां विक्रम्य रम्भामिव मतङ्गज: ॥ १० ॥
дитир ува̄ча
эша ма̄м̇ тват-кр̣те видван
ка̄ма а̄тта-ш́ара̄санах̣
дуноти дӣна̄м̇ викрамйа
рамбха̄м ива матан̇гаджах̣
дитих̣ — прекрасная Дити сказала; эшах̣ — все эти; ма̄м — меня; тват — для тебя; видван — о мудрец; ка̄мах̣ — Купидон; а̄тта — вынув свои стрелы; дуноти — пронзает; дӣна̄м — меня несчастную; викрамйа — кидаясь; рамбха̄м — на банановое дерево; ива — словно; матам — бешеный слон.

Перевод:

Подойдя к нему, прекрасная Дити поведала мужу о своем желании: О мудрец, бог любви, вынув из колчана свои стрелы, терзает меня, словно бешеный слон, кидающийся на банановое дерево.

Комментарий:

Видя, что муж погружен в транс, прекрасная Дити сразу заговорила во весь голос, даже не пытаясь привлечь его своими движениями или мимикой. Она со всей откровенностью объявила ему, что ее тело изнемогает от вожделения, вызванного присутствием мужа, словно банановое дерево, которое топчет бешеный слон. Беспокоить мужа, когда тот находился в трансе, было не в ее обычае, но она не смогла справиться с охватившим ее вожделением. Это вожделение было подобно бешеному слону, и потому муж Дити прежде всего обязан был защитить жену, исполнив ее желание.
Следующие материалы:

Текст 11

तद्भवान्दह्यमानायां सपत्नीनां समृद्धिभि: ।
प्रजावतीनां भद्रं ते मय्यायुङ्क्तामनुग्रहम् ॥ ११ ॥
тад бхава̄н дахйама̄на̄йа̄м̇
са-патнӣна̄м̇ самр̣ддхибхих̣
праджа̄ватӣна̄м̇ бхадрам̇ те
майй а̄йун̇кта̄м ануграхам
тат — поэтому; бхава̄н — о досточтимый; дахйама̄на̄йа̄м — измученная; са — других жен; самр̣ддхибхих̣ — благополучием; праджа̄ — тех, у кого есть дети; бхадрам — все блага; те — тебе; майи — мне; а̄йун̇кта̄м — окажи мне; ануграхам — милость.

Перевод:

Поэтому ты должен сжалиться надо мной и явить мне всю свою милость. Я мечтаю о сыновьях и мучусь, когда вижу, как благоденствуют другие твои жены. Этот поступок принесет тебе счастье.

Комментарий:

«Бхагавад-гита» утверждает, что половые отношения с целью зачатия детей не являются греховными. Тот же, кто вступает в половые отношения только ради удовлетворения собственных чувств, нарушает законы нравственности. Когда Дити просила мужа лечь с ней, ею двигало не столько стремление утолить терзавшее ее вожделение, сколько желание иметь детей. Она была бездетна и чувствовала себя обделенной по сравнению с другими женами своего мужа. Поэтому Кашьяпа был обязан удовлетворить желание своей верной жены.

Текст 12

भर्तर्याप्तोरुमानानां लोकानाविशते यश: ।
पतिर्भवद्विधो यासां प्रजया ननु जायते ॥ १२ ॥
бхартарй а̄пторума̄на̄на̄м̇
лока̄н а̄виш́ате йаш́ах̣
патир бхавад-видхо йа̄са̄м̇
праджайа̄ нану джа̄йате
бхартари — мужа; а̄пта — тех, кто любим; лока̄н — в мире; а̄виш́ате — распространяет; йаш́ах̣ — слава; патих̣ — муж; бхават — такой же достойный, как ты; йа̄са̄м — тех, чьи; праджайа̄ — дети; нану — несомненно; джа̄йате — увеличить.

Перевод:

Женщину почитают в этом мире, если к ней благоволит ее муж, а муж, подобный тебе, славится своими детьми, ибо ты призван увеличить число живых существ во вселенной.

Комментарий:

Как утверждает Ришабхадева, человек не должен становиться отцом или матерью до тех пор, пока у него не будет уверенности в том, что он сможет освободить зачатых им детей от оков рождения и смерти. Для живого существа человеческая жизнь — единственная возможность покинуть материальный мир, где все обречены на страдания, связанные с рождением, смертью, старостью и болезнями. Каждый человек должен иметь возможность воспользоваться преимуществами человеческой формы жизни, и такому отцу, как Кашьяпа, надлежит производить на свет благочестивых детей, чтобы вести их к освобождению.