Текст 19-20

पित्रो: किं स्वं नु भार्याया: स्वामिनोऽग्ने: श्वगृध्रयो: ।
किमात्मन: किं सुहृदामिति यो नावसीयते ॥ १९ ॥
तस्मिन् कलेवरेऽमेध्ये तुच्छनिष्ठे विषज्जते ।
अहो सुभद्रं सुनसं सुस्मितं च मुखं स्‍त्रिय: ॥ २० ॥
питрох̣ ким̇ свам̇ ну бха̄рйа̄йа̄х̣
сва̄мино ’гнех̣ ш́ва-гр̣дхрайох̣
ким а̄тманах̣ ким̇ сухр̣да̄м
ити йо на̄васӣйате

тасмин калеваре ’медхйе
туччха-ништ̣хе вишаджджате
ахо су-бхадрам̇ су-насам̇
су-смитам̇ ча мукхам̇ стрийах̣
питрох̣ — родителей; ким — ли; свам — имущество; ну — или; бха̄рйа̄йа̄х̣ — жены́; сва̄минах̣ — хозяина; агнех̣ — огня; ш́ва — собак и стервятников; ким — или; а̄тманах̣ — души́; ким — или; сухр̣да̄м — друзей; ити — так; йах̣ — кто; на — никак не может решить; тасмин — тому; калеваре — к материальному телу; амедхйе — отвратительному; туччха — ожидающему жалкой участи; вишаджджате — привязался; ахо — о!; су — очень привлекательное; су — с красивым носом; су — с прекрасной улыбкой; ча — и; мукхам — лицо; стрийах̣ — женщины.

Перевод:

Человек никогда не может точно сказать, кому на самом деле принадлежит его тело. Является оно собственностью родителей, подаривших ему жизнь, или жены, доставляющей ему наслаждение, или начальника, который распоряжается им по своему усмотрению? Может, оно принадлежит погребальному огню или собакам и стервятникам, которые в конце концов пожрут его? Или же тело — собственность пребывающей в нем души, которая делит с ним счастье и горе? Или близких друзей, которые воодушевляют и помогают? Хотя человек никогда не может сказать точно, кому принадлежит его тело, он питает к нему огромную привязанность. Материальное тело — нечистая материальная оболочка, которую ожидает самая жалкая участь, но стоит человеку взглянуть на лицо женщины, и он думает: «Какая красавица! Что за очаровательный носик! Только посмотрите на ее чудесную улыбку!»

Комментарий:

Выражение туччха-ништ̣хе, «ожидающее жалкой участи», означает, что тело, если его захоронят, станет пищей червей, если его сожгут, обратится в пепел, а если умрет в безлюдном месте, то достанется собакам и стервятникам. Иллюзорная энергия, майя, принимает облик женщины и смущает мужской ум. Мужчина пленяется майей, представшей перед ним в женском облике, но, когда он обнимает женское тело, в его руках оказываются лишь испражнения, кровь, слизь, гной, кожа, кости, волосы и мясо. Люди не должны уподобляться кошкам и собакам и в невежестве считать тело самим собой. Человек должен обрести сознание Кришны и учиться служить Верховному Господу, не пытаясь без всякого на то права использовать Его энергии ради собственного наслаждения.
Следующие материалы:

Текст 21

त्वङ्‍मांसरुधिरस्‍नायुमेदोमज्जास्थिसंहतौ ।
विण्मूत्रपूये रमतां कृमीणां कियदन्तरम् ॥ २१ ॥
тван̇-ма̄м̇са-рудхира-сна̄йу-
медо-маджджа̄стхи-сам̇хатау
вин̣-мӯтра-пӯйе рамата̄м̇
кр̣мӣн̣а̄м̇ кийад антарам
твак — из кожи; ма̄м̇са — мяса; рудхира — крови; сна̄йу — мышц; медах̣ — жира; маджджа̄ — костного мозга; астхи — и костей; сам̇хатау — состоящим; вит̣ — испражнениями; мӯтра — мочой; пӯйе — и гноем; рамата̄м — наслаждающийся; кр̣мӣн̣а̄м — подобен червям; кийат — сколько; антарам — различий.

Перевод:

Какая разница между теми, кто пытается наслаждаться материальным телом, состоящим из кожи, мяса, крови, мускулов, жира, костного мозга, костей, экскрементов, мочи и гноя, и обычными червями?

Комментарий:

[]

Текст 22

अथापि नोपसज्जेत स्‍त्रीषु स्‍त्रैणेषु चार्थवित् ।
विषयेन्द्रियसंयोगान्मन: क्षुभ्यति नान्यथा ॥ २२ ॥
атха̄пи нопасаджджета
стрӣшу страин̣ешу ча̄ртха-вит
вишайендрийа-сам̇йога̄н
манах̣ кшубхйати на̄нйатха̄
атха — и поэтому; на — никогда не должен общаться; стрӣшу — с женщинами; страин̣ешу — с мужчинами, привязанными к женщинам; ча — или; артха — тот, кто знает, что для него лучше всего; вишайа — объектов наслаждения; индрийа — с чувствами; сам̇йога̄т — из за связи; манах̣ — ум; кшубхйати — возбуждается; на — не; анйатха̄ — иначе.

Перевод:

Но даже тот, кто теоретически понимает истинную природу тела, ни в коем случае не должен общаться с женщинами или с мужчинами, привязанными к женщинам. В конце концов, соприкосновение чувств с их объектами неизбежно возбуждает ум.

Комментарий:

[]