Текст 47
Оригинал:
निषेकगर्भजन्मानि बाल्यकौमारयौवनम् ।
वयोमध्यं जरा मृत्युरित्यवस्थास्तनोर्नव ॥ ४७ ॥
Транскрипция:
нишека-гарбха-джанма̄ни
ба̄лйа-каума̄ра-йауванам
вайо-мадхйам̇ джара̄ мр̣тйур
итй авастха̄с танор нава
Синонимы:
нишека — зачатие; гарбха — созревание; джанма̄ни — и рождение; ба̄лйа — младенчество; каума̄ра — детство; йауванам — и молодость; вайах̣ — средний возраст; джара̄ — старость; мр̣тйух̣ — смерть; ити — так; авастха̄х̣ — возрастов; танох̣ — те́ла; нава — девять.
Перевод:
Зачатие, созревание во чреве матери, рождение, младенчество, детство, юность, зрелый возраст, старость и смерть — таковы девять возрастов тела.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 48
Оригинал:
एता मनोरथमयीर्हान्यस्योच्चावचास्तनू: ।
गुणसङ्गादुपादत्ते क्वचित् कश्चिज्जहाति च ॥ ४८ ॥
Транскрипция:
эта̄ маноратха-майӣр
ха̄нйасйочча̄вача̄с танӯх̣
гун̣а-сан̇га̄д упа̄датте
квачит каш́чидж джаха̄ти ча
Синонимы:
эта̄х̣ — эти; манах̣ — достигаемые сосредоточением ума; ха — несомненно; анйасйа — те́ла (которое отличается от души); учча — лучшие; авача̄х̣ — и худшие; танӯх̣ — телесные состояния; гун̣а — из за соприкосновения с гунами природы; упа̄датте — он принимает; квачит — иногда; каш́чит — кто либо; джаха̄ти — отвергает; ча — и.
Перевод:
Материальное тело отлично от души, однако из-за невежества, вызванного соприкосновением с материей, живое существо ошибочно отождествляет себя с телесными состояниями, которые могут быть лучше или хуже. Некоторым счастливцам удается избавиться от этого заблуждения.
Комментарий:
Тот, кто получил особую милость Верховного Господа, может избавиться от ошибочного отождествления своего «я» с телом. Таким образом, всегда есть шанс вырваться из круговорота рождений и смертей.
Текст 49
Оригинал:
आत्मन: पितृपुत्राभ्यामनुमेयौ भवाप्ययौ ।
न भवाप्ययवस्तूनामभिज्ञो द्वयलक्षण: ॥ ४९ ॥
Транскрипция:
а̄тманах̣ питр̣-путра̄бхйа̄м
анумейау бхава̄пйайау
на бхава̄пйайа-вастӯна̄м
абхиджн̃о двайа-лакшан̣ах̣
Синонимы:
а̄тманах̣ — свои собственные; питр̣ — от отца или предков; путра̄бхйа̄м — и сына; анумейау — можно предположить; бхава — рождение; апйайау — и смерть; на — больше не; бхава — всего, что подвержено созданию и уничтожению; абхиджн̃ах̣ — тот, кто обладает истинным знанием; двайа — этой двойственностью; лакшан̣ах̣ — характеризуется.
Перевод:
Когда умирает отец или дед, человек может догадаться, что и его ожидает смерть, а когда у него рождается сын, он понимает, через что ему самому пришлось пройти при рождении. Человек, который знает правду о сотворении и уничтожении материальных тел, уже не подвержен этой двойственности.
Комментарий:
Господь выделил девять стадий развития материального тела, начиная с зачатия, созревания зародыша и рождения. Кто-то может заявить, что живое существо не помнит ни о своем пребывании во чреве матери, ни о рождении, ни о раннем младенчестве. Поэтому Господь говорит здесь, что эти стадии существования тела можно изучить, наблюдая за своим ребенком. Так же, хотя человек может надеяться жить вечно, смерть отца, деда и прадеда убеждает его, что материальному телу неизбежно придет конец. Здравомыслящий человек, который понимает, что душа вечна, отбрасывает ложное самоотождествление с временным, ненадежным телом и находит прибежище в преданном служении Господу. Идя путем преданности, душа сможет избежать искусственно навязанных ей рождений и смертей.