Текст 31

नोद्विजेत जनाद् धीरो जनं चोद्वेजयेन्न तु ।
अतिवादांस्तितिक्षेत नावमन्येत कञ्चन ।
देहमुद्दिश्य पशुवद् वैरं कुर्यान्न केनचित् ॥ ३१ ॥
нодвиджета джана̄д дхӣро
джанам̇ чодведжайен на ту
ати-ва̄да̄м̇с титикшета
на̄ваманйета кан̃чана
дехам уддиш́йа паш́у-вад
ваирам̇ курйа̄н на кеначит
на — никогда; удвиджета — не должен быть обеспокоен или напуган; джана̄т — другими людьми; дхӣрах̣ — святой человек; джанам — других людей; ча — также; удведжайет — не должен пугать или беспокоить; на — никогда; ту — поистине; ати — оскорбительные или грубые слова; титикшета — он должен терпеть; на — никогда; аваманйета — не должен унижать; кан̃чана — кого бы то ни было; дехам — тела; уддиш́йа — ради; паш́у — как животное; ваирам — вражду; курйа̄т — не должен затевать; на — никогда; кеначит — с кем либо.

Перевод:

Святой человек никогда не должен позволять другим людям беспокоить или пугать себя и при этом сам не должен никого пугать или беспокоить. Он должен терпеливо сносить все оскорбления в свой адрес и никогда никого не унижать. Ему не следует враждовать с другими из-за удобств для материального тела, ибо так он станет ничем не лучше животного.

Комментарий:

Шри Чайтанья Махапрабху говорил:
тр̣н̣а̄д апи су-нӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
«Следует повторять святые имена Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на дороге. Следует стать терпеливее дерева, освободиться от ложного самомнения и всегда быть готовым выразить почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа беспрестанно».
Вайшнав никогда не должен своим телом, умом или словами причинять беспокойство другим живым существам. Ему следует всегда быть терпимым и никого не унижать. Сражаясь за Господа Кришну, вайшнав может сурово обходиться с демонами (как это делали Арджуна, Хануман и множество других великих преданных), однако, когда дело касается его самого, вайшнав остается кротким и смиренным.
Следующие материалы:

Текст 32

एक एव परो ह्यात्मा भूतेष्वात्मन्यवस्थित: ।
यथेन्दुरुदपात्रेषु भूतान्येकात्मकानि च ॥ ३२ ॥
эка эва паро хй а̄тма̄
бхӯтешв а̄тманй авастхитах̣
йатхендур уда-па̄трешу
бхӯта̄нй эка̄тмака̄ни ча
эках̣ — один; эва — поистине; парах̣ — Верховный; хи — несомненно; а̄тма̄ — Господь, Личность Бога; бхӯтешу — во всех телах; а̄тмани — в живом существе; авастхитах̣ — пребывающий; йатха̄ — в точности как; индух̣ — луна; уда — с водой; па̄трешу — в различных сосудах; бхӯта̄ни — все материальные тела; эка — единого Верховного Господа; а̄тмака̄ни — состоящие из энергии; ча — также.

Перевод:

Один и тот же Верховный Господь пребывает во всех материальных телах и в душе каждого существа. Подобно тому как луна отражается в бесчисленных резервуарах с водой, единый Верховный Господь присутствует в каждом живом существе. Таким образом, любое материальное тело состоит в конечном счете из энергии единого Верховного Господа.

Комментарий:

Все материальные тела образованы одной и той же материальной природой, которая в конечном счете является энергией единого Верховного Господа. Поэтому никому не позволено оправдывать свою враждебность к любому живому существу. Выполняя на Земле миссию Господа, истинные представители Бога никогда никому не завидуют и ни с кем не враждуют, даже когда на них нападают те, кто грубо нарушает законы Бога. Каждое живое существо в конечном счете — дитя Бога, и Господь находится в теле каждого. Поэтому духовно развитые люди должны держаться очень почтительно даже с самым неприметным созданием.

Текст 33

अलब्ध्वा न विषीदेत काले कालेऽशनं क्व‍‍चित् ।
लब्ध्वा न हृष्येद् धृतिमानुभयं दैवतन्त्रितम् ॥ ३३ ॥
алабдхва̄ на вишӣдета
ка̄ле ка̄ле ’ш́анам̇ квачит
лабдхва̄ на хр̣шйед дхр̣тима̄н
убхайам̇ даива-тантритам
алабдхва̄ — не получив; на — не; вишӣдета — должен впадать в уныние; ка̄ле — иногда; аш́анам — еду; квачит — какую либо; лабдхва̄ — получив; на — не; хр̣шйет — должен радоваться; дхр̣ти — обладающий твердой решимостью; убхайам — оба (наличие и отсутствие хорошей пищи); даива — верховной власти Бога; тантритам — под властью.

Перевод:

Если порой человеку не удается получить необходимое количество пищи, он не должен огорчаться, а когда еды вдоволь, не должен радоваться. Не теряя решимости, он должен понимать, что и на то и на другое есть воля Бога.

Комментарий:

Поскольку мы стремимся ублажить свое материальное тело, разнообразие материального опыта приносит нам мимолетное счастье и неизбежные страдания. Мы наивно полагаем, что над чем-то властвуем и действуем по своей воле, и вследствие этого через ложное эго вынуждены испытывать переменчивые ощущения нашего материального тела и ума.