Текст 43

शिलोञ्छवृत्त्या परितुष्टचित्तो
धर्मं महान्तं विरजं जुषाण: ।
मय्यर्पितात्मा गृह एव तिष्ठ-
न्नातिप्रसक्त: समुपैति शान्तिम् ॥ ४३ ॥
ш́илон̃чха-вр̣ттйа̄ паритушт̣а-читто
дхармам̇ маха̄нтам̇ вираджам̇ джуша̄н̣ах̣
майй арпита̄тма̄ гр̣ха эва тишт̣хан
на̄ти-прасактах̣ самупаити ш́а̄нтим
ш́ила — собиранием зерен, оставшихся после жатвы; вр̣ттйа̄ — этим занятием; паритушт̣а — полностью удовлетворенное; читтах̣ — чье сознание; дхармам — религиозные принципы; маха̄нтам — щедрый и гостеприимный; вираджам — свободный от мирских желаний; джуша̄н̣ах̣ — развивающий; майи — Мне; арпита — посвящен; а̄тма̄ — чей ум; гр̣хе — дома; эва — даже; тишт̣хан — остающийся; на — не; ати — очень; прасактах̣ — привязанный; самупаити — обретает; ш́а̄нтим — освобождение.

Перевод:

Брахман-семьянин должен быть полностью удовлетворен, подбирая зерна с полей или рыночных площадей. Свободный от эгоистических желаний, он должен следовать религиозным принципам, предписывающим быть великодушным, и полностью погрузить свое сознание в Меня. Так брахман может жить дома, с семьей, не слишком привязываясь к семейной жизни, и в конце концов достичь освобождения.

Комментарий:

Маха̄нтам — это религиозные принципы, которые предписывают человеку быть великодушным. К ним относится, например, гостеприимство, даже если гости незваные. Семейные люди должны всегда быть великодушны и щедры с другими, не забывая при этом обуздывать в себе чрезмерную привязанность к семейной жизни. В былые времена отрешенные брахманы-грихастхи шли на рынок или на поле и подбирали там зерна, соответственно, просыпавшиеся или оставшиеся после жатвы. Самым важным из всего перечисленного в данном стихе является майй арпита̄тма̄, сосредоточение ума на Господе Кришне. Тот, кто постоянно размышляет о Господе, может обрести освобождение, каким бы ни было его положение в материальном мире. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.187) утверждается:
ӣха̄ йасйа харер да̄сйе
карман̣а̄ манаса̄ гира̄
никхила̄св апй авастха̄су
джӣван-муктах̣ са учйате
«Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью».
Следующие материалы:

Текст 44

समुद्धरन्ति ये विप्रं सीदन्तं मत्परायणम् ।
तानुद्धरिष्ये नचिरादापद्‍भ्यो नौरिवार्णवात् ॥ ४४ ॥
самуддхаранти йе випрам̇
сӣдантам̇ мат-пара̄йан̣ам
та̄н уддхаришйе на чира̄д
а̄падбхйо наур ива̄рн̣ава̄т
самуддхаранти — поднимают; йе — те, кто; випрам — брахмана или преданного; сӣдантам — страдающего (от нищеты); мат — вручившего себя Мне; та̄н — тех, кто поднял; уддхаришйе — Я подниму; на — в скором будущем; а̄падбхйах̣ — над всеми несчастьями; наух̣ — лодка; ива — как; арн̣ава̄т — из океана.

Перевод:

Подобно тому как корабль спасает тех, кто тонет в океане, Я быстро спасаю от всех невзгод тех, кто помогает страдающим от нищеты брахманам и вайшнавам.

Комментарий:

Господь уже объяснил, каким образом брахманы и преданные достигают совершенства жизни, и теперь Он обещает то же самое совершенство тем, кто использует свое материальное богатство, чтобы помочь преданным и брахманам, страдающим от нищеты. Хотя в погоне за материальными чувственными наслаждениями человек часто пренебрегает преданным служением Господу, он может улучшить свое положение, отдав на служение Господу свои заработанные тяжким трудом деньги. Видя, каким лишениям подвергают себя святые люди, благочестивый человек должен окружить их всяческой заботой. Как корабль подбирает отчаявшихся людей, тонущих в океане, так и Господь спасает тех, кто беспомощно тонет в океане материальных привязанностей, если эти люди были щедры с брахманами и вайшнавами.

Текст 45

सर्वा: समुद्धरेद् राजा पितेव व्यसनात् प्रजा: ।
आत्मानमात्मना धीरो यथा गजपतिर्गजान् ॥ ४५ ॥
сарва̄х̣ самуддхаред ра̄джа̄
питева вйасана̄т праджа̄х̣
а̄тма̄нам а̄тмана̄ дхӣро
йатха̄ гаджа-патир гаджа̄н
сарва̄х̣ — всех; самуддхарет — должен поднимать; ра̄джа̄ — царь; пита̄ — отец; ива — как; вйасана̄т — над беспокойствами; праджа̄х̣ — подданных; а̄тма̄нам — себя; а̄тмана̄ — сам; дхӣрах̣ — бесстрашный; йатха̄ — в точности как; гаджа — царь слонов; гаджа̄н — других слонов.

Перевод:

Подобно тому как вожак слонов защищает всех остальных слонов в своем стаде и при этом не забывает защитить себя, бесстрашный царь, подобный отцу, должен избавлять всех своих подданных от невзгод и при этом защищать себя самого.

Комментарий:

Завершив описание обязанностей брахманов, Господь Кришна рассказывает теперь о качествах и деятельности царей. Главная обязанность царя состоит в том, чтобы защищать всех своих подданных от бед.