Ра̄джа-видйа̄ – Царь Знания Глава 2
Знание, выходящее за пределы самсары
Кришна особо подчеркивает, что метод сознания Кришны — су-сукхам̇, очень приятный и легкий. И в самом деле, процесс преданного служения очень приятен: мы исполняем мелодичные песни под аккомпанемент музыкальных инструментов, а другие слушают и присоединяются к нам (шраванам киртанам). Разумеется, эта музыка связана с Верховным Господом и прославляет Его. Слушать «Бхагавад-гиту» — тоже часть преданного служения, и нужно не просто слушать, но и стремиться применить это знание в жизни. Сознание Кришны — это наука, поэтому его не следует принимать слепо. Писания рекомендуют нам девять методов преданного служения: слушание, повторение, памятование, поклонение, вознесение молитв, служение, исполнение указаний Господа в роли Его слуги, установление дружеских отношений с Господом и полное вручение себя Ему. Все эти методы легко применять на практике, и делать это нужно с радостью.
Конечно, тот, кто полагает, что «Бхагавад-гита» и мантра Харе Кришна относятся к индуизму, и потому не хочет принимать их, может пойти в христианскую церковь и петь там. Нет разницы между тем или иным методом; каким бы путём человек ни следовал, главное — осознать Бога. Бог не мусульманин, не индус и не христианин, Он — Бог. Людей тоже не следует делить на индусов, мусульман и христиан, ибо это всего-навсего телесные отождествления. Все мы — чистые души, неотъемлемые частицы Всевышнего. Бог является павитрам, чистым, и мы также чисты. Но так или иначе мы пали в океан материального мира и страдаем, поскольку его волны носят нас из стороны в сторону. На самом деле бурные волны материальных страданий не имеют к нам никакого отношения. Мы должны просто молить Кришну: «Пожалуйста, забери меня отсюда». Стоит нам на мгновение забыть о Кришне, как океан иллюзии поглощает нас. И самый лучший способ выбраться из него — повторять мантру Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама, Харе Харе. Этот звук (шабда), неотличен от Самого Кришны. Кришна и Его имя тождественны. Когда мы танцуем под пение мантры, Кришна танцует вместе с нами. Правда, на это можно возразить: «Но я не вижу Его!» — но почему вы хотите Его именно увидеть, а не услышать? И зрение, и вкус, и обоняние, и осязание, и слух — всё это инструменты, с помощью которых мы приобретаем знание и опыт. Почему же отдавать предпочтение только зрению? Преданный не стремится увидеть Кришну, он удовлетворён уже тем, что слышит о Нём. Разумеется, со временем можно обрести и способность видеть Кришну, но не следует считать слушание чем-то менее важным. Есть вещи, которые мы только слышим, но не видим. Например, мы слышим, как ветер свистит у нас в ушах, но не в состоянии увидеть его. Таким образом, наши слуховые ощущения не менее важны и ценны, чем зрительные. Поэтому, слушая имя Кришны, можно ощущать Его присутствие в звуке. Сам Шри Кришна говорит: «Я нахожусь не в Своей обители и не в сердце йога, погруженного в медитацию. Я там, где Мои чистые преданные поют Мне славу». И, добившись определенного прогресса в духовной жизни, мы ощутим присутствие Кришны.
Рама Рама, Харе Харе. Этот звук (шабда), неотличен от Самого Кришны. Кришна и Его имя тождественны. Когда мы танцуем под пение мантры, Кришна танцует вместе с нами. Правда, на это можно возразить: «Но я не вижу Его!» — но почему вы хотите Его именно увидеть, а не услышать? И зрение, и вкус, и обоняние, и осязание, и слух — всё это инструменты, с помощью которых мы приобретаем знание и опыт. Почему же отдавать предпочтение только зрению? Преданный не стремится увидеть Кришну, он удовлетворён уже тем, что слышит о Нём. Разумеется, со временем можно обрести и способность видеть Кришну, но не следует считать слушание чем-то менее важным. Есть вещи, которые мы только слышим, но не видим. Например, мы слышим, как ветер свистит у нас в ушах, но не в состоянии увидеть его. Таким образом, наши слуховые ощущения не менее важны и ценны, чем зрительные. Поэтому, слушая имя Кришны, можно ощущать Его присутствие в звуке. Сам Шри Кришна говорит: «Я нахожусь не в Своей обители и не в сердце йога, погруженного в медитацию. Я там, где Мои чистые преданные поют Мне славу». И, добившись определенного прогресса в духовной жизни, мы ощутим присутствие Кришны.
Но для этого мы не должны только брать всё у Кришны и ничего не предлагать Ему. Все постоянно берут что-то у Бога, так почему же не дать что-нибудь Ему? Мы берем у Кришны столько света, воздуха, пищи и воды. И если бы Он не давал нам всего этого, мы не смогли бы существовать. Но разве это любовь — только брать, брать и брать, не предлагая ничего взамен? Любить — значит и принимать, и давать. Однако, если мы хотим только брать и ничего не давать, это уже не любовь, а эксплуатация. Как можно всё время есть, не предлагая ничего Кришне? Господь говорит в «Бхагавад-гите»:
патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣
йат кароши йад аш́на̄си
йадж джухоши дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпан̣ам
йадж джухоши дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпан̣ам
«Если человек с любовью и преданностью предложит Мне лист, цветок, плод или немного воды, Я приму его подношение. О сын Кунти, что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ты ни приносил в жертву и ни отдавал, какую бы аскезу ты ни совершал, — делай это как подношение Мне» (БГ 9.26─27).
В преданном служении необходимо не только предлагать и принимать, но и поверять Кришне все свои беды и личные проблемы. Нужно обращаться к Кришне: «Кришна, я так страдаю. Я пал в этот бушующий океан материальной иллюзии. Будь милостив, вызволи меня из него. Теперь я понял, что не принадлежу к материальному миру. Я был брошен сюда и оказался будто посредине Атлантического океана. И хотя я не имею с этим миром ничего общего, его бушующие волны, подобно волнам Атлантического океана, швыряют меня из стороны в сторону. Но в действительности я — духовная искра, Твоя неотъемлемая частичка». К несчастью, мы стремимся найти то, что нас связывает с океаном материального существования, и хотим успокоить его волны. Но не стоит даже пытаться это делать, потому что усмирить океан невозможно, он всегда будет бушевать. Таков закон природы. Поэтому только глупцы пытаются приспособиться к этому миру, хотя на самом деле нужно найти способ выбраться из него. Те же, кто все-таки надеются приспособиться к нему и никогда не обращаются к Кришне, так и будут оставаться в океане рождений и смертей, постоянно переселяясь из одного тела в другое.
аш́раддадха̄на̄х̣ пуруша̄
дхармасйа̄сйа парантапа
апра̄пйа ма̄м̇ нивартанте
мр̣тйу-сам̇са̄ра-вартмани
дхармасйа̄сйа парантапа
апра̄пйа ма̄м̇ нивартанте
мр̣тйу-сам̇са̄ра-вартмани
«О покоритель врагов, те, кто не имеет веры в преданное служение, не могут достичь Меня. Поэтому они вынуждены снова и снова рождаться, и умирать в этом материальном мире» (БГ 9.3).
По определению религия — это то, что связывает нас с Богом. Если же какая-нибудь религия не может связать нас с Богом, то в действительности она и не является религией. Под понятием «религия» подразумеваются поиски Бога, постижение Бога и установление взаимоотношений с Ним. Тогда это религия. Преданно служа Кришне, Богу, человек действует для Него и таким образом оказывается связан с Ним; следовательно, сознание Кришны является истинной религией.
Выдумать религию невозможно. Истинная религия должна исходить из истинного источника, и этим источником может быть только Сам Бог или Его представитель. Религию называют законом Бога. Обыкновенный человек не может выдумать государственные законы. Законы уже есть, и они установлены государством. Можно разработать законы, действующие в узком кругу людей, но они должны согласовываться с законами, действующими в государстве. Аналогично этому, если мы хотим установить религиозные принципы, то должны опираться на авторитет Вед.
Мы можем узнать о религиозных принципах, помимо других писаний, из «Бхагавад-гиты». Такие великие авторитеты, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами, Господь Чайтанья, Шанкарачарья и многие другие, признавали, что в «Бхагавад-гите» отражены высшие принципы религии, а Кришна — это Верховная Личность Бога. В этом не может быть сомнения. Даже на Западе «Бхагавад-гиту» признают великим философским произведением, и многие известные западные учёные и философы читали и комментировали её. Но, хотя «Бхагавад-гиту» высоко ценили многие учёные и ачарьи, неверующие люди всё равно не желают её признавать. Они отвергают авторитет этой книги, полагая, что в ней содержатся всего лишь сентиментальные выдумки некоего человека по имени Кришна. Таким образом, как утверждает Сам Кришна в приведенном выше стихе, те, кто отвергает авторитет «Бхагавад-гиты», лишены с Ним связи и потому не могут вырваться из круговорота рождений и смертей: апра̄пйа ма̄м̇ нивартанте мр̣тйу-сам̇са̄ра-вартмани. Тому, кто попал в самсару, круговорот рождений и смертей, вовсе не гарантировано, что в следующей жизни он вновь будет иметь такую же благоприятную возможность постичь «Бхагавад-гиту», как сейчас. Совсем не обязательно, что он снова получит человеческое тело где-нибудь в Америке, Индии или вообще на этой планете. Нет никаких гарантий — всё зависит только от нашей деятельности. Вращаясь в круговороте рождений и смертей, мы рождаемся, некоторое время живем, испытывая страдания или наслаждения, а затем оставляем тело и снова входим в лоно нашей следующей матери, которая может быть, как человеком, так и животным, и готовим себе новое тело, чтобы появиться на свет и начать всё сначала. Это называется мр̣тйу-сам̇са̄ра-вартмани. И тот, кто хочет вырваться из этого круговорота, должен встать на путь сознания Кришны.
Когда Махараджу Юдхиштхиру спросили: «Что самое удивительное на свете?» — он ответил — «Самое удивительное то, что, хотя человек видит, как каждый день, каждое мгновение кто-то умирает, тем не менее он думает, что смерть обойдет его стороной». Мы постоянно убеждаемся, что все живые существа: люди, насекомые, звери, птицы — отправляются в храм смерти, и потому этот мир называют мритью-локой — местом смерти. Каждый день появляются новые некрологи, и если мы не поленимся посетить какое-нибудь кладбище или крематорий, то сможем убедиться, что эти некрологи не лгут. Но тем не менее каждый из нас упорно продолжает думать: «Вы как хотите, а я не умру». Все живые существа подвластны закону смерти, однако никто не хочет принимать его всерьез. Это и есть иллюзия. Мы полагаем, что будем жить вечно, и продолжаем заниматься чем нам вздумается, надеясь, что нам не придется за это никак отвечать. Так жить, находясь в глубочайшей иллюзии, очень опасно. Нужно отнестись к жизни более серьезно и понять, что смерть ждет и нас. Есть такое выражение: «Вернее смерти». Оно указывает на то, что в материальном мире смерть неотвратима и избежать ее не дано никому. От нее не спасут ни самодовольное философствование, ни ученые степени. Когда наступит смертный час, придется распрощаться со своим здоровым и сильным телом, а вместе с ним и с разумом, которому всё было нипочем. Так маленькая частица (дживатма) оказывается в руках материальной природы, и пракрити (природа) дает ей такое тело, какое та заслужила. Если человек согласен идти на риск и подвергать себя такой опасности, он может отворачиваться от Кришны, но к тому, кто не хочет рисковать, Кришна Сам придёт на помощь.
Следующие материалы:
Глава 3: Знание об энергиях Кришны
Нужно отметить, что девятая глава «Бхагавад-гиты» предназначена в первую очередь для тех, кто уже признал Шри Кришну Верховной Личностью Бога. Иначе говоря, она обращена к Его преданным. Тот, кто не признает Кришну Всевышним, не увидит в ней главного. Как говорилось в начале книги, тема, обсуждаемая в девятой главе, — самая сокровенная часть «Бхагавад-гиты». Но если человек не признает Кришну Верховным Господом, то сочтет все описанное в ней преувеличением. Это особенно относится к стихам, в которых речь идет о том, каким образом Кришна связан со Своим творением.
майа̄ татам идам̇ сарвам̇
джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни
на ча̄хам̇ тешв авастхитах̣
джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни
на ча̄хам̇ тешв авастхитах̣
«В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я остаюсь вне их» (БГ 9.4).
Окружающий нас мир является одной из энергий Кришны. Кришна говорит в этом стихе: майа̄ – «Мною», подобно тому как мы говорим: «Это сделано мною». «Мною» вовсе не означает, что Господь, сделав что-либо, перестал существовать или прекратил всякую деятельность. Если я открою большую фабрику и скажу: «Эта фабрика основана мною», то будет неверно считать, что после этого я исчез и меня больше нет. Хотя владелец предприятия может говорить о своей продукции: «Изготовлено мною», это не значит, что он лично конструировал и выпускал ее, — она была сделана с помощью его энергии. Аналогично этому, когда Кришна говорит: «Все, что ты видишь в этом мире, было создано Мною», нельзя думать, что Его Самого больше не существует.
Поскольку Бог вездесущ, видеть Его в каждом уголке творения не так уж сложно. Подобно тому как на фабрике Форда рабочие ощущают присутствие господина Форда на каждом шагу, те, кто знает науку о Кришне, видят Кришну в каждом атоме творения. Все покоится на Кришне (мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни), но Самого Кришны во всем этом нет (на ча̄хам̇ тешв авастхитах̣). Кришна и Его энергия неотличны друг от друга, но энергия — это не Кришна. Солнце и солнечный свет едины, и все же свет солнца — не само солнце. Через окно в комнату проникают лучи солнца, но нельзя утверждать, что оно само находится в комнате. В «Вишну-пуране» говорится: парасйа брахманах шактих. Слово парасйа означает «верховный», брахманах – «Абсолютная Истина», а шактих – «энергия». Все является энергией Верховного Абсолюта, но Самого Кришны в этой энергии нет.
Существует два вида энергии — материальная и духовная. Дживы, индивидуальные души, принадлежат к высшей энергии Кришны, но, поскольку они склонны попадать под влияние материи, их относят к пограничной энергии. В сущности, же, энергий только две. Все планетные системы и вселенные покоятся на энергиях Кришны. Как планеты солнечной системы покоятся в сиянии солнца, так и все сущее в творении покоится в сиянии Кришны. Преданного радуют все энергии Кришны, но тот, кто завидует Господу, отвергает их существование. Непреданному все, что говорит Кришна, кажется беззастенчивым хвастовством, преданный же рассуждает: «Как могуществен мой Господь!» — и переполняется любовью к Нему. Непреданный считает, что, если Кришна говорит: «Я – Бог», значит, любой может называть себя Богом. Но, если попросить такого человека явить вселенскую форму, это окажется ему не под силу. Таково различие между Богом и теми, кто пытается Ему подражать. Никто не в состоянии имитировать игры Кришны. У Кришны было свыше 16,000 жен, и каждой из них Он подарил отдельный роскошный дворец, но обыкновенный человек не может обеспечить всем необходимым даже одну жену. Таким образом, Кришна не только говорил о Себе разные удивительные вещи — Его деяния были также удивительны. И если мы верим чему-то из того, что говорят о Кришне или говорит Сам Кришна, а что-то отвергаем, — это не вера. Нельзя верить чему-то одному, а остальное несложно.
В связи с этим можно привести историю о Нараде Муни. Как-то раз один брахман спросил у него: «О, ты идешь увидеться с Господом? Пожалуйста, спроси у Него, когда я получу освобождение?».
«Хорошо», — согласился Нарада Муни, — «Я спрошу Его».
По дороге Нарада встретил сапожника, который сидел под деревом и чинил обувь. Сапожник обратился к нему с тем же вопросом: «О, ты направляешься к Богу? Узнай, пожалуйста, у Него, когда придет время моего освобождения?».
Достигнув Вайкунтхи, планеты, на которой обитает Нараяна, Верховный Господь, Нарада Муни выполнил просьбу брахмана и сапожника и задал Ему их вопросы. Нараяна ответил: «Сапожник вернется ко Мне сразу же, как только оставит тело».
«А брахман?» — поинтересовался Нарада.
«Ему придется оставаться в материальном мире еще много жизней. Я не знаю, когда он придет ко Мне».
Нарада Муни был поражен. Наконец он произнес: «Я не могу понять причину этого».
«Ты сам все увидишь», — сказал Нараяна, — «Когда они будут спрашивать тебя, чем Я занимаюсь в Своей обители, скажи, что Я продеваю слона в игольное ушко».
Вернувшись на землю, Нарада снова повстречался с брахманом, и тот спросил: «О, ты уже повидался с Господом? Чем же Он занят?».
«Он продевает слона в игольное ушко», — отвечал Нарада.
«Никогда не поверю в подобную глупость!», — воскликнул брахман, и Нарада сразу понял, что этот человек обладает только книжным знанием, но веры в Господа у него нет.
Оставив его, Нарада пошел к сапожнику, и сапожник задал ему тот же вопрос: «Ты уже повидался с Господом? Скажи мне, чем Он занят?».
«Он продевает слона в игольное ушко», — отвечал Нарада.
Сапожник заплакал: «О, как удивителен мой Господь! Он может делать все, что пожелает».
«Неужели ты действительно веришь, что Господь может продеть слона в игольное ушко?» — удивился Нарада.
«Почему бы и нет?» — ответил сапожник, — «Конечно же верю».
«Но на чем основана твоя вера?»
«Видишь, я сижу под этим баньяновым деревом», — ответил сапожник, — «И каждый день с него падают полные семян плоды, и в каждом семени заключено еще одно баньяновое дерево. Так если в крошечном семени может уместиться огромное дерево, подобное этому, то разве трудно поверить, что Господь продевает слона в игольное ушко?».
Это и называется верой. Но вера не должна быть слепой, необходимо, чтобы она основывалась на разумных доводах. Если Кришна может поместить огромное дерево в такое маленькое семя, что же удивительного в том, что с помощью Своей энергии Он поддерживает все планетные системы, парящие в пространстве?
Хотя ученые и считают, что планеты удерживаются в пространстве только силами природы, за этой природой стоит Верховный Господь, и она действует под Его надзором. Шри Кришна говорит:
майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа
джагад випаривартате
сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа
джагад випаривартате
«Материальная природа, о сын Кунти, действует под Моим надзором, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее управлением материальный космос снова и снова создается, и уничтожается» (БГ 9.10).
Майа̄дхйакшен̣а означает «под Моим надзором». Удивительная деятельность материальной природы была бы невозможна, если бы ее не направляла воля Господа. Мы никогда не видели, чтобы материальные предметы действовали самостоятельно. До тех пор, пока материя не придет в соприкосновение с духовной энергией, она остается безжизненной. Материя не может действовать независимо, сама по себе. Можно создать самые удивительные машины, но, пока к ним не прикоснется рука человека, они не будут работать. А кто такой человек? Он — частица духовной энергии. Ничто не может прийти в движение без участия духовной энергии. Итак, все покоится на безличной энергии Кришны. Но, хотя Его энергия безлична, Сам Он всегда остается личностью. Мы часто слышим о людях, творящих чудеса при помощи своей энергии. И несмотря на то, что они удивительным образом распространяют свою энергию, в то же время они остаются личностями. Так неужели если человек, распространяя свою энергию, может оставаться личностью, то Верховный Господь не способен на это? И Кришна, и мы — личности, но Он — Верховная Личность, а мы все зависим от Него.
Мы не раз видели изображение силача Атласа, с огромным трудом удерживающего на своих плечах гигантскую планету. Можно подумать, что и Кришна, поддерживая нашу вселенную, сгибается под ее тяжестью, но это не так.
на ча мат-стха̄ни бхӯта̄ни
паш́йа ме йогам аиш́варам
бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо
мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣
паш́йа ме йогам аиш́варам
бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо
мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣
«И в то же время все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество! Хотя Я и поддерживаю все живые существа и нахожусь повсюду, Сам Я не являюсь частью материального космоса, ибо Я — изначальный источник творения» (БГ 9.5).
Хотя все живые существа во вселенной пребывают в энергии Кришны, они не находятся в Нем Самом. Кришна поддерживает все живые существа, и Его энергия всепроникающа, но Сам Он где-то очень далеко. Таково непостижимое мистическое могущество Кришны. Он везде и в то же время вне всего. Мы можем ощутить Его энергию, но не способны видеть воочию Самого Кришну, ибо Он недоступен материальному восприятию. Однако, развив в себе духовные качества, мы сможем настолько очистить свои чувства, что даже в материальной энергии увидим Кришну. Возьмем, к примеру, электричество: им пронизано все вокруг, и специалисту не составляет труда извлечь его и использовать по назначению. Точно так же и энергия Верховного Господа всепроникающа, и, поднявшись на трансцендентный уровень, можно во всем увидеть Самого Господа. А одухотворить чувства может только преданное служение и любовь к Богу. Господь пронизывает всю вселенную, Он повсюду: в земле, в воде, в воздухе. Из чего бы ни был создан образ Господа — из глины, камня, дерева или из другого материала, — его нельзя считать просто куклой. Этот образ тоже является Богом. И если у нас есть достаточно преданности, то такой образ даже начнет общаться с нами. Бог пребывает повсюду в своем безличном аспекте (майа̄ татам идам̇ сарвам̇), но если сделать из какого-либо материала образ Верховной Личности Бога или же создать образ Господа в своем уме, то Он будет с нами как личность. В шастрах описывается восемь разновидностей образов Господа, и каждому из них можно поклоняться, потому что Бог присутствует во всем. На это можно возразить: «Зачем поклоняться образу Бога, а не Его изначальной духовной форме?». Ответ состоит в том, что в настоящий момент мы не можем видеть Бога в Его духовной форме. Наши глаза способны сейчас воспринимать только материальные предметы: камень, глину, дерево. Поэтому Кришна являет нам Себя в форме арча-виграхи, ибо только этот образ Верховного Господа доступен нашему восприятию. И если мы сконцентрируем свое внимание на этом образе и будем с любовью и преданностью предлагать Ему что-либо, то Кришна ответит нам через него.
Известно много примеров такого поклонения. В Индии есть храм Сакши-Гопала (Кришну часто называют Гопалом). Некогда мурти (статуя) Гопала находилась в одном из храмов Вриндавана. Однажды два брахмана, старик и юноша, пришли туда как паломники. Они проделали долгий путь, и, поскольку в те времена железных дорог еще не было, им пришлось преодолеть немало трудностей. Старик чувствовал себя обязанным юноше за помощь, которую тот оказывал ему в пути, и, когда они прибыли во Вриндаван, сказал: «Сынок, ты оказал мне столько услуг, что я в большом долгу перед тобой и хочу тебя отблагодарить».
«О господин, вы годитесь мне в отцы, поэтому служить вам — мой долг. Мне не нужно никакого вознаграждения».
«Нет, раз я оказался в долгу, значит обязан отблагодарить тебя», — настаивал старик.
И он пообещал юноше руку своей дочери. Старик был очень богат, а юноша, хотя и считался ученым брахманом, — очень беден. Поэтому он сказал старику: «Не давайте мне таких обещаний. Ваша семья все равно будет против. Я бедняк, а вы принадлежите к знатному роду, поэтому о свадьбе не может быть и речи. Не стоит давать таких обещаний перед Божеством».
Этот разговор происходил в храме перед Божеством Гопала-Кришны, и юноша очень боялся тем самым нанести оскорбление Божеству. И все-таки, невзирая на доводы юноши, старик настоял на свадьбе. После этого, пробыв во Вриндаване некоторое время, они вернулись по домам. Когда старший сын пожилого брахмана услышал, что его младшая сестра должна стать женой какого-то молодого брахмана — бедняка, он страшно рассердился: «Как ты мог выбрать в мужья моей сестре этого нищего? Этой свадьбе не бывать никогда!».
Вскоре пришла жена старика и тоже заявила: «Так и знай, если ты отдашь нашу дочь за этого юношу, я наложу на себя руки!».
Услышав это, старик совершенно растерялся. Через некоторое время забеспокоился и юный брахман: «Старик обещал мне перед Божеством руку своей дочери, но не спешит исполнить свое обещание». И он отправился к старику, чтобы напомнить об этом.
«Помните, что вы обещали мне перед Господом Кришной?» — спросил юноша, — «Почему вы не исполняете своего обещания?».
Старик ничего не ответил. Он не хотел, чтобы свадьба дочери привела к большим неприятностям в его семье. Не зная, что делать, он стал молиться Кришне. Но тут вошел его старший сын и принялся обвинять юного брахмана: «Ты ограбил моего отца в месте паломничества! Напоив его чем-то, ты украл все его деньги. А теперь, негодяй, ты утверждаешь, что он обещал отдать тебе в жены мою младшую сестру!».
На этот шум собрались люди. Юноша понял, что старик по-прежнему согласен, но семья мешает ему выполнить обещание. Сильный шум, поднятый сыном старика, собрал большую толпу, и юный брахман обратился к людям, объясняя, что старик дал клятву перед Божеством, но не может ее сдержать, потому что его семья против этого. Внезапно старший сын старика прервал его речь: «Ты говоришь, что Господь был свидетелем вашего разговора. Так пусть Он Сам придет сюда и подтвердит обещание моего отца — тогда ты женишься на моей сестре».
«Хорошо», — согласился юноша, — «Я попрошу Кришну выступить свидетелем». Он был уверен, что Господь придет. Было решено отдать девушку замуж только после того, как Кришна придет из Вриндавана и подтвердит обещание старого брахмана.
Юный брахман снова вернулся во Вриндаван и стал молить Гопала-Кришну: «Дорогой Господь, пойдем со мной!». Юноша был так сильно предан Кришне, что мог разговаривать с Ним как с другом. Он знал, что Гопал — не безжизненная статуя, и видел в Нем Самого Бога. Вдруг Божество заговорило:
«Неужели ты думаешь, что Я смогу пойти с тобой? Я ведь статуя и не умею ходить».
«Но, если статуя умеет говорить, значит, она может и ходить», — ответил юный брахман.
«Ну хорошо, Я пойду с тобой», — промолвило наконец Божество, — «Но только при одном условии: иди и не оглядывайся назад. По звону колокольчиков на Моих ногах ты будешь знать, что Я иду за тобой».
Юноша согласился, и, покинув Вриндаван, они направились в деревню, где жил молодой брахман. Когда путешествие подходило к концу, и они уже были возле самой деревни, юноша вдруг перестал слышать звон колокольчиков и в испуге подумал: «Где же Кришна?». Не в силах больше сдерживаться, он оглянулся. Позади него неподвижно застыла статуя Господа. Она не стала идти дальше, так как юноша посмотрел назад. Тогда молодой брахман кинулся в деревню и стал созывать людей, чтобы они увидели Кришну-свидетеля. Все недоумевали, как огромная статуя смогла преодолеть такое большое расстояние, и в честь Божества на этом месте построили храм, в котором и по сей день поклоняются Сакши-Гопалу, Господу-свидетелю.
Из этой истории можно сделать такой вывод: поскольку Бог вездесущ, Он присутствует также и в статуе, созданной по Его образу и подобию. Если Кришна пребывает во всем сущем, что признают даже имперсоналисты, то почему бы Ему не находиться также и в своем изображении? А будет разговаривать с нами такая статуя или нет, зависит от нашей преданности. Если смотреть на изображение Кришны как на кусок обыкновенного дерева или камня, Он навсегда останется для нас камнем или деревом. Кришна вездесущ, но увидеть Его таким, как Он есть, можно, только развив в себе духовное сознание. Письмо, опущенное в почтовый ящик, обязательно дойдет до адресата, поскольку почтовый ящик специально для этого и установлен отделением связи. Аналогично этому, если поклоняться образу Господа, созданному в соответствии с наставлениями шастр, такое поклонение принесет свои плоды. Если мы готовы выполнять различные правила и предписания, если мы обладаем надлежащими качествами, то сможем увидеть Господа везде и во всем. Своему преданному Кришна явит Себя, когда угодно и где угодно, используя Свои всепроникающие энергии, но для непреданного Он не будет этого делать. Есть много свидетельств тому: Прахлада Махараджа увидел Кришну в каменной колонне, известны и другие примеры. Кришна всегда рядом, нужно только обладать соответствующими качествами, чтобы увидеть Его.
Кришна Сам говорит, что присутствует во всем сущем:
йатха̄ка̄ш́а-стхито нитйам̇
ва̄йух̣ сарватра-го маха̄н
татха̄ сарва̄н̣и бхӯта̄ни
мат-стха̄нӣтй упадха̄райа
ва̄йух̣ сарватра-го маха̄н
татха̄ сарва̄н̣и бхӯта̄ни
мат-стха̄нӣтй упадха̄райа
«Знай же, что, подобно могучему ветру, который дует повсюду, но при этом всегда остается в эфирном пространстве, все живые существа пребывают во Мне» (БГ 9.6).
Все знают, что ветер дует и в небе, и на земле. Нет места, где бы не было воздуха или ветра. Если мы хотим создать искусственный вакуум, нам необходим специальный аппарат, чтобы выкачивать воздух. Подобно тому как ветер дует повсюду в пространстве, все пребывает в Кришне. А если это так, то куда же все исчезает после уничтожения материального творения?
сарва-бхӯта̄ни каунтейа
пракр̣тим̇ йа̄нти ма̄мика̄м
калпа-кшайе пунас та̄ни
калпа̄дау виср̣джа̄мй ахам
пракр̣тим̇ йа̄нти ма̄мика̄м
калпа-кшайе пунас та̄ни
калпа̄дау виср̣джа̄мй ахам
«О сын Кунти, в конце эпохи весь материальный мир входит в Мою природу, а в начале следующей Я с помощью Своей энергии создаю его вновь» (БГ 9.7).
Подобно тому как человек заводит часы, Кришна приводит Свою природу (пракрити) в движение, а когда «завод» кончается, природа снова погружается в Господа. Однако духовное творение отличается от материального тем, что оно постоянно. В материальном творении все временно. Наши тела развиваются только благодаря присутствию в них духовной искры, а возникновение, развитие и уничтожение всего творения осуществляется благодаря заключенной в нем духовной энергии Господа. Подобно тому как сознание живого существа пронизывает все тело, Господь пронизывает эту вселенную в Своей ипостаси Параматмы. Материальный мир существует благодаря присутствию в нем Кширодакашайи Вишну, а наши тела — благодаря присутствию в них души. По воле Кришны материальное творение то проявляется, то переходит в непроявленное состояние, но само по себе существование материального мира возможно только благодаря присутствию в нем Кришны.
Глава 4: Знание, полученное от махатм, великих душ
Махатмы, великие души, которые всегда поклоняются Кришне, ощущают Его присутствие во всех аспектах творения. Как утверждает Сам Кришна, эти великие души постигли сокровенное знание, содержащееся в девятой главе «Бхагавад-гиты», и признают, что Кришна — источник всего сущего.
маха̄тма̄нас ту ма̄м̇ па̄ртха
даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣
бхаджантй ананйа-манасо
джн̃а̄тва̄ бхӯта̄дим авйайам
даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣
бхаджантй ананйа-манасо
джн̃а̄тва̄ бхӯта̄дим авйайам
«О сын Притхи, великие души, свободные от влияния иллюзии, находятся под покровительством божественной природы. Они поглощены преданным служением Мне, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая» (БГ 9.13).
Великая душа твердо убеждена в том, что Кришна — Верховная Личность Бога и все сущее исходит от Него. В «Веданта-сутре» сказано: атха̄то брахма-джиджн̃а̄са̄ — жизнь дана человеку для того, чтобы вопрошать о Брахма́не. Но сейчас люди заняты исследованием преходящих, незначительных вещей. Брахма́н означает «самый великий», но, вместо того чтобы обратиться к самому великому, мы изо всех сил стараемся разрешить свои животные проблемы, связанные с едой, сном, самозащитой и совокуплением. Решение таких незначительных проблем не требует никаких усилий. Даже животные наслаждаются тем, что совокупляются, едят, спят и заботятся о собственной безопасности. Для этого в мире есть все необходимое. Удовлетворять телесные потребности не трудно, но мы сами создаем из этого проблему. «Веданта-сутра» советует нам не обращать особого внимания на эти проблемы, потому что решить их можно в любой форме жизни. Наша задача — стремиться узнать об источнике всего творения. Человеческое тело дано нам не для того, чтобы изо всех сил пытаться разрешить материальные проблемы, с которыми без труда справляются даже свиньи, питающиеся испражнениями. Хотя свинья считается низшим из животных, она имеет все возможности для того, чтобы есть, спать, совокупляться и заботиться о собственной безопасности. И нам также не нужно прилагать для этого никаких усилий. Предназначение человека — найти источник всего. «Веданта-сутра» утверждает, что все исходит от Брахма́на (джанма̄дй асйа йато). Все — и философы, и ученые, и трансценденталисты, такие, как гьяни и йоги — пытаются найти высший источник всего сущего, о котором в «Брахма-самхите» говорится так: сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — это Кришна, причина всех причин.
Как ведут себя великие души, осознавшие Кришну как первопричину всего сущего? Сам Кришна говорит о них так:
сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇
йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣
намасйанташ́ ча ма̄м̇ бхактйа̄
нитйа-йукта̄ упа̄сате
йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣
намасйанташ́ ча ма̄м̇ бхактйа̄
нитйа-йукта̄ упа̄сате
«Постоянно воспевая Мое величие, действуя решительно и целеустремленно, склоняясь предо Мной в глубоком почтении, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью» (БГ 9.14).
Прославление Господа — повторение мантры Харе Кришна — является основой метода бхакти-йоги. Великие души, которые постигли природу Бога и Его пришествия в этот мир и поняли смысл Его миссии, прославляют Его всеми возможными способами. Но есть и такие, кто не хочет признавать Господа. О них Кришна также упоминает в девятой главе «Бхагавад-гиты»:
аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄
ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам
парам̇ бха̄вам аджа̄нанто
мама бхӯта-махеш́варам
ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам
парам̇ бха̄вам аджа̄нанто
мама бхӯта-махеш́варам
«Глупцы насмехаются надо Мной, когда Я нисхожу в этот мир в образе человека. Они не знают, что Моя природа трансцендентна и что Я — верховный владыка всего сущего» (БГ 9.11).
Только мудхи, неразумные люди, которые по своему развитию стоят ниже животных, осмеивают Бога. Тот, кто не верит в Него, — либо сумасшедший, либо величайший глупец. Нет никаких оснований не верить в Бога, напротив, все вокруг нас подтверждает Его существование. Человек может говорить, что не верит в Господа, но кто дает ему возможность произносить эти слова? Со смертью тела исчезает и способность говорить. Так кто же дает нам этот дар? Неужели камень может заговорить сам по себе? Когда высшая сила отнимает у нас способность говорить, наше тело становится подобным камню. Дар речи сам по себе уже является доказательством существования высшей силы, наделяющей нас всем. Человек, сознающий Кришну, знает, что он не распоряжается тем, что имеет. И даже если мы не верим в Бога, то все равно должны признать, что каждым нашим шагом руководит некая сила, как бы мы ее ни называли: Богом, природой или как-нибудь еще. Ни один разумный человек не станет отрицать, что во вселенной есть силы, управляющие нами.
Когда Кришна находился на земле, Он выглядел как человек, наделенный сверхъестественной силой. Но даже в то время девяносто девять процентов людей не могли признать в Нем Бога. Они не могли узнать Его, так как не обладали соответствующим видением (парам̇ бха̄вам аджа̄нанто). Но как узнать Бога? На основе свидетельств сведущих людей и священных писаний, а также по Его сверхъестественной силе. Что же касается Кришны, то все знатоки Вед сходятся в том, что Он — Бог. Во время Своего пребывания на земле Кришна совершил множество сверхчеловеческих деяний, но тот, кто не верит в них, едва ли поверит каким-либо другим доказательствам.
Для того чтобы увидеть Бога, нужно иметь особое зрение. Он недоступен восприятию материальных органов чувств. Чтобы постичь Бога, нужно очистить чувства, и для этого существует метод бхакти-йоги. Мы обладаем зрением, слухом, осязанием, вкусом и т. д., но, если эти чувства притуплены, нам не познать Бога. Сознание Кришны — это метод развития чувств с помощью регулирующих принципов, главным из которых является повторение мантры Харе Кришна.
Далее Шри Кришна говорит о мудхах так:
могха̄ш́а̄ могха-карма̄н̣о
могха-джн̃а̄на̄ вичетасах̣
ра̄кшасӣм а̄сурӣм̇ чаива
пракр̣тим̇ мохинӣм̇ ш́рита̄х̣
могха-джн̃а̄на̄ вичетасах̣
ра̄кшасӣм а̄сурӣм̇ чаива
пракр̣тим̇ мохинӣм̇ ш́рита̄х̣
«Таких сбитых с толку людей привлекают демонические, безбожные взгляды. Поскольку они пребывают в иллюзии, их надеждам на освобождение не суждено сбыться и их попытки преуспеть в кармической деятельности и обрести знание обречены на неудачу» (БГ 9.12).
Слово могха̄ш́а̄ указывает на то, что все стремления атеистов остаются бесплодными. Карми, то есть те, кто трудится, чтобы наслаждаться результатами своей деятельности, всегда надеются получить лучшие возможности для удовлетворения потребностей чувств. Их желаниям нет конца. Они пытаются увеличить свой банковский счет в надежде на то, что наступит день, когда они станут счастливы, но этот день никогда не придет, ибо они не знают, чем именно можно полностью удовлетворить человека. Тем, кого привлекают соблазны иллюзорной энергии, никогда не постичь высшей цели жизни. Слово могха-карма̄н̣о говорит о том, что, хотя люди и работают, не разгибая спины, их ждут одни разочарования. До тех пор, пока мы не утвердимся в сознании Кришны, все наши начинания ни к чему не приведут.
Это не утверждение простого смертного — так говорит Сам Шри Кришна. Если мы ищем знания, то должны попытаться выяснить, является Кришна Богом или нет. Иначе какой смысл тратить тысячелетия на бесцельные разглагольствования? Верховный Господь безграничен, поэтому к Нему невозможно приблизиться с помощью философских рассуждений. Мы не сможем приблизиться к Господу, даже если будем миллионы лет мчаться со скоростью ветра или со скоростью ума, занимаясь философствованием. Не известно ни одного случая, когда кто-то постиг Верховную Абсолютную Истину с помощью философских рассуждений. Материальный процесс познания лишь уводит человека с истинного пути, на что указывает слово могха-джн̃а̄на̄. Как бы мы ни старались увидеть солнце после заката, мы не сможем этого сделать. Чтобы увидеть его снова, нужно дождаться утра, когда оно взойдет само. Если с помощью наших ограниченных чувств нельзя понять даже такой материальный объект, как солнце, разве возможно для нас постичь объект нематериальный? Какие бы усилия мы ни прилагали, самим нам не постичь Кришну. Нужно, развивая в себе сознание Кришны, обрести необходимые качества и ждать, пока Господь не откроет нам Себя.
теша̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇
бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам
дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇
йена ма̄м упайа̄нти те
бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам
дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇
йена ма̄м упайа̄нти те
«Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне» (БГ 10.10).
Кришна пребывает внутри нас, но мы не сознаем этого в силу своей материальной обусловленности. Те, кто по природе демоничны (ра̄кшасӣм а̄сурӣм̇), считают, что кроме материальной жизни нет ничего и назначение человеческой жизни в том, чтобы выжать из материи как можно больше наслаждений. Но несмотря на все их старания, им никогда не добиться успеха. Эксплуатация материальной природы еще никому не приносила истинного удовлетворения. Если мы ищем подлинного наслаждения, то должны обратиться к сознанию Кришны. Счастье в материальном мире имеет начало и конец, а счастье в сознании Кришны безгранично и вечно. Чтобы испытать это счастье, нужно просто посвятить немного времени повторению мантры Харе Кришна. В давние времена великие мудрецы и полубоги посвящали всю свою жизнь постижению Всевышнего, но так и не достигали успеха. В этот же век Шри Чайтанья Махапрабху дал нам несложный метод познания Бога. Единственное, что от нас требуется, — это внимательно слушать. Нужно слушать «Бхагавад-гиту», повторять имена Кришны и внимательно вслушиваться в каждое слово. Не стоит кичиться своим так называемым знанием и эрудицией. Чтобы слушать послание Кришны, нужно совсем немного — стать покорным и смиренным.
К сожалению, миром сейчас правят ракшасы. Ракшасы — это людоеды, в угоду своим чувствам поедающие даже собственных детей. И в наше время созданы громадные государственные аппараты, уничтожающие множество людей только для того, чтобы доставить удовольствие чувствам ракшасов, которые даже не понимают, что таким образом их чувства никогда не удовлетворятся. Тем не менее ракшасы готовы пожертвовать всем в угоду своим прихотям. И поскольку их слишком сильно привлекают достижения материальной цивилизации, они не могут понять истинную природу этого мира. Но кто же тогда понимает ее? Только махатмы, люди с великим сердцем, которые понимают, что все, в том числе и они сами, принадлежит Богу.
Над махатмами не властна материальная природа (маха̄тма̄нас ту ма̄м̇ па̄ртха даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣). Бог велик, и сердце махатмы, который служит великому, тоже становится великим. Махатма — это не титул политического лидера, махатму не выбирают голосованием. В «Бхагавад-гите» сказано, что махатма — это тот, кто нашел прибежище в высшей энергии Господа. Несомненно, все энергии принадлежат Господу, и Сам Он не делает различия между материей и духом. Но для обусловленной души, которая занимает пограничное положение между материальной и духовной энергией, такая разница существует. Махатмы видят это различие и потому находят прибежище в духовной энергии (даивӣм̇ пракр̣тим).
Служа великому, махатма также становится великим, ибо отождествляет себя с высшей энергией: ахам̇ брахма̄сми – «Я есть Брахма́н, дух». Но это не значит, что он возомнил себя Богом. Тот, кто становится Брахма́ном, должен продемонстрировать свою деятельность в Брахма́не. Дух деятелен, следовательно, стать Брахма́ном — не значит бездействовать. Брахма́н — это дух, и материальные тела действуют только потому, что в них находится Брахма́н. Если мы не прекращаем действовать даже несмотря на соприкосновение с материальной природой, то почему должны перестать это делать после того, как очистимся от материальной скверны и утвердимся в своем изначальном положении чистого Брахма́на? Осознать, что «я – Брахма́н», — значит заняться духовной деятельностью, поскольку мы — души и продолжаем действовать, даже невзирая на материальное осквернение. Стать Брахма́ном — не значит превратиться в ничто, наоборот, нужно утвердиться в высшей природе, состоящей из высшей энергии и высшей деятельности. Стать Брахма́ном — значит целиком посвятить себя преданному служению Господу. Таким образом, махатма понимает, что если уж служить, то одному Кришне, и никому более. Мы так долго служили своим чувствам, а теперь должны обратиться к служению Кришне.
Прекратить служение невозможно, поскольку мы созданы для него. Найдется ли хоть один человек, который никому не служит? Спросите, кому служит президент, и он ответит — своей стране. Все кому-либо или чему-либо служат. Служения нельзя избежать, но, чтобы стать махатмой, необходимо служить не иллюзии, а реальности.
Уровня махатмы можно достичь с помощью киртана (кӣртайантах̣) — постоянного прославления Господа. Шри Чайтанья Махапрабху значительно упростил этот процесс, дав человечеству метод повторения святых имен – Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама Рама Рама, Харе Харе. Самые главные из девяти методов преданного служения — шраванам киртанам (слушание и повторение). Киртанам на самом деле означает «описание». Описывать можно с помощью музыки, слов, живописи и т.д. Шраванам нельзя отделить от киртанам, ибо, не услышав, невозможно описать. Чтобы достичь Всевышнего, не требуется овладевать какими-либо материальными навыками. Единственное, что необходимо, — это слушать тех, кто обладает истинным знанием, и повторять услышанное, не искажая его.
Изначально Веды передавались от духовного учителя ученику в процессе слушания, поэтому их еще называют шрути, что значит «услышанное». В частности, в «Бхагавад-гите» Арджуна не занимается изучением философии «Веданты», а слушает Кришну прямо на поле битвы. Внимать верховному авторитету можно в любом месте, даже не поле битвы. Знание нельзя выдумать, его можно только получить. Кто-то может решить: «Почему я должен Его слушать? Я сам умею мыслить, поэтому мне ничего не стоит придумать что-нибудь новое». Но ведический, нисходящий процесс получения знания не таков. В восходящем процессе познания человек пытается добраться до истины сам, а в нисходящем — получает знание из высшего источника. Как описывается в «Бхагавад-гите», по ведической традиции знание передавалось от учителя ученику (эвам̇ парампара̄-пра̄птам имам̇ ра̄джаршайо видух̣). Внимать со смирением — настолько действенный метод, что, просто внимая тем, кто обладает истинным знанием, можно достичь полного совершенства.
Развив в себе смирение, мы начнем осознавать свои несовершенства. Людям, находящимся в обусловленном состоянии, присущи четыре вида недостатков: склонность совершать ошибки, пребывать в иллюзии, обманывать других и несовершенство чувств. Поэтому бесполезно пытаться осознать Абсолютную Истину с помощью своих далеких от совершенства чувств и обманчивого опыта. Нужно слушать представителя Кришны, Его преданного. Кришна уполномочил Арджуну стать Своим представителем, потому что Арджуна был Его преданным: бхакто ’си ме сакха̄ чети (БГ 4.3).
Тот, кто не является преданным Господа и считает Богом самого себя, не может быть Его представителем. Мы — неотъемлемые частицы Бога, и нам присущи качества Бога, поэтому, изучая себя, мы можем понять кое-что о Нем. Но это не значит, что подобным методом мы полностью постигнем Господа. Процесс самоосознания — единственный путь постижения Бога, но никогда нельзя объявлять Богом самого себя. Как можно называть себя Богом, если мы не в силах явить Его могущество? Что же касается Кришны, то Он доказал, что является Богом, продемонстрировав Свою сверхъестественную силу и явив Арджуне Свою вселенскую форму. Кришна показал этот наводящий ужас образ, чтобы отбить у людей желание объявлять себя Богом. Нельзя позволять тому, кто говорит, что он — Бог, одурачивать себя. Прежде чем признать кого-либо Богом, нужно последовать по стопам Арджуны и попросить такого человека явить вселенскую форму. И только глупец признает Богом другого глупца.
Никто не может сравняться с Богом или стать выше Его. Даже самые могущественные полубоги, такие, как Господь Брахма и Господь Шива, подчиняются Ему и выражают Ему свое глубокое почтение. Поэтому, вместо попыток с помощью медитации и разных других методов стать Богом, лучше смиренно слушать о Боге и таким образом стараться постичь Его и свои отношения с Ним. Представитель Бога или Его воплощение никогда не станет называть себя Богом; он говорит о себе, что является только слугой Господа. Такова отличительная черта Его истинного представителя.
Мы должны рассказывать о Боге только то, что узнали из авторитетных источников, и это значительно поможет нам в нашем духовном развитии. Этот метод называется киртаном. Стараясь повторять услышанное, мы закрепляем полученные знания. Поэтому любой, кто воспользуется методом шраванам киртанам, слушания и повторения, освободится от материальной обусловленности и сможет достичь царства Бога. В этот век совершать жертвоприношения, заниматься философскими рассуждениями или практиковать йогу невозможно. И нет для нас иного пути, кроме смиренного слушания тех, кто обладает истинным знанием. Таким путем махатмы получали самое сокровенное знание. Таким же образом Арджуна получил это знание от Кришны. Нам необходимо последовать их примеру и получить знание по цепи духовных учителей, начинающейся с Арджуны.