16 px

Свет Бхагаваты От издателей

Мы предлагаем наши почтительные поклоны лотосным стопам Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны, который принес свет Бхагаваты всему миру. Мы рады представить для его удовольствия эту публикацию его возвышенного труда "Свет Бхагавата".
Среди книг, написанных Его Божественной Милостью, эта книга, пожалуй, занимает особое место. Шрила Прабхупада написал её во Вриндаване в 1961 году как ответ на приглашение принять участие во всемирной конференции «За духовное развитие человека», проходившей в Японии. Поскольку большинство участников конференции должны были приехать из дальневосточных стран, Шрила Прабхупада серьёзно обдумывал, как лучше представить вечное учение «Бхагаватам» жителям стран Дальнего Востока. «Шримад-Бхагаватам», созданный более пяти тысяч лет назад, представляет собой весьма объемное произведение, состоящее из восемнадцати тысяч стихов, и совершенно очевидно, что в рамках одной конференции невозможно было бы рассказать весь «Бхагаватам». Поэтому Шрила Прабхупада выбрал одну главу из оригинала и решил представить её слушателям.
Это была глава, описывающая осень во Вриндаване — там, где явился Кришна. Шрила Прабхупада хорошо знал, что на Дальнем Востоке очень любят слушать описания природы и что осень там считается наиболее благоприятной порой. Духовная философия становится особенно понятной жителю Востока, когда её излагают на примерах из природы. Описывая каждое явление природы, можно создать аллегорию, помогающую нам понять ту или иную идею. Так, например, пасмурную осеннюю ночь в сезон дождей, когда на небе не видно звезд, можно сравнить с состоянием современной цивилизации, когда материализм и безбожие на какое-то время скрывают яркий свет, исходящий от мудрости подобных звездам Бхагават — преданных Господа и священных писаний. К каждому из сорока восьми текстов этой главы Шрила Прабхупада составил комментарии.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы организаторы конференции нашли талантливого восточного художника, который нарисовал бы иллюстрации к текстам, и для этой цели составил специальные указания, чтобы художник, следуя им, мог сделать эскиз каждой иллюстрации. Иллюстрации, сопровождаемые пояснениями, должны были произвести яркое впечатление на участников конференции. Шрила Прабхупада рассчитывал также издать книгу, состоящую из переводов текстов с иллюстрациями и пояснениями.
К сожалению, Шрила Прабхупада так и не смог поехать на конференцию, и проект «Света Бхагаваты» был отложен на неопределенный срок. Когда Шрила Прабхупада покинул этот мир, книга «Свет Бхагаваты» так и не вышла из печати, и, более того, иллюстрации к ней ещё не были созданы. Однако текст его комментария на описание вриндаванской осени сохранился и в наши дни ничуть не утратил своей актуальности. Философская глубина и логическая стройность сочетаются в нём с красотой и поэтичностью. А знаменитая китайская художница Ли Юань-шен по просьбе сотрудников «Бхактиведанта Бук Траст» подготовила к «Свету Бхагаваты» около пятидесяти прекрасных иллюстраций, благодаря которым книга стала поистине произведением искусства, способным украсить любую библиотеку.
Завершить этот серьёзный проект стало долгом издательства «Бхактиведанта Бук Траст», которое выпускает в свет книги Шрилы Прабхупады. Издание этой книги было поручено Гонконгскому отделению Би-Би-Ти, поскольку Шрила Прабхупада адресовал её прежде всего жителям стран Дальнего Востока. После долгих поисков нам посчастливилось заручиться поддержкой известной художницы, госпожи Ли Юань-шен, чей зрелый талант и тонкая манера письма позволили ей замечательно дополнить яркие описания осени, которые приводит Прабхупада. Несомненно, эти иллюстрации явились кульминацией творчества одной из выдающихся художниц современного Китая. её картины, написанные в стиле гунби, и поэтичные описания осени, дополненные комментариями Шрилы Прабхупады, порождают уникальное сочетание двух древнейших мировых культур — индийской и китайской. Теперь яркий и животворный свет Бхагаваты может озарить весь мир.
Книга была разделена на два раздела, чтобы удовлетворить вкусы разных читателей. Те, кто предпочитает созерцать с поэтическим воображением, по достоинству оценят первый раздел, содержащий прекрасные цветные репродукции работ мадам Ли, сорок восемь картин, выполненных менее чем за год, скрупулезных в деталях, несмотря на ее преклонный возраст и иногда слабеющее зрение. Несомненно, эта коллекция представляет собой кульминацию ее долгой выдающейся карьеры как одного из великих художников современного Китая. Ее стиль живописи Гонгби в сочетании с поэтическими описаниями Шрилы Прабхупады, которые появляются рядом, создают уникальное сочетание двух древнейших культурных традиций мира — Индии и Китая.
Тем читателям, которые желают более глубоко проникнуть в философию "Света Бхагаваты", могут обратится к черно-белому тексту книги. Там они найдут полные комментарии, написанные Шрилой Прабхупадой, а также небольшие миниатюрные репродукции картин, которые помогут идентифицировать описываемую картину.
— Издатель
Следующие материалы:

Текст 1

1. Тучи, сопровождаемые раскатами грома и вспышками молнии, появляются на небе как символ животворной надежды. Покрытое темно-синими тучами небо кажется облаченным в некий чуждый ему наряд. А гром и молния — это проблески надежды на новую жизнь.
Бесконечно просторное ясное небо сравнивают с Абсолютной Истиной. Каждое живое существо — это истина, соотнесенная с тремя материальными гунами. Когда темно-синие тучи покрывают незначительную часть бескрайнего неба, это можно сравнить с тем, как невежество покрывает живое существо, и оно забывает о своей подлинной природе. Живое существо так же чисто, как безоблачное небо. Однако оно стремится наслаждаться материальным миром, поэтому его покрывает облако невежества. Под влиянием невежества, называемого также тамасом, живое существо считает себя отличным от Высшего Целого и забывает о том, что оно чисто, как ясное небо. Из такого забвения рождается ложное эго с присущим ему индивидуализмом. Тогда окутанные невежеством живые существа, вместе или по отдельности, начинают произносить слова, которые звучат, как раскаты грома: «Я — это», «Я — то», «Это — наше» или «Это — мое». Подобный эгоизм называется раджасом — он даёт начало созидательной силе, необходимой для господства над гуной невежества. Вспышка молнии — это вселяющий надежду проблеск, который может вывести душу на путь знания, и потому молния здесь сравнивается с саттва-гуной, или благостью.
Бескрайнее небо, которое сравнивается с вездесущей Абсолютной Истиной (Брахма́ном), неотлично от той своей части, что покрыта тучами, но при этом все-таки небо и его часть — не одно и то же. Тучи, сопровождаемые громом и молнией, не могут полностью покрыть безграничное небо. Точно так же Абсолютная Истина одновременно и едина с проявленным живым существом, и отлична от него. Живое существо — всего лишь часть Абсолютной Истины, поэтому при определенных обстоятельствах оно может оказаться под покровом невежества.
Есть два типа философов: монисты и дуалисты. По мнению монистов, Абсолютная Истина и живое существо едины, а дуалисты считают, что душа и Абсолют отличны друг от друга. Помимо этих двух взглядов на Истину, существует ещё одно философское учение, которое называется ачинтья-бхедабхеда-таттва — учение об одновременном единстве и отличии. Это учение раскрыл Господь Шри Чайтанья Махапрабху, когда объяснял «Веданта-сутру». Сама «Веданта» — это только средство выражения философской мысли, и потому она не может принадлежать какой-либо одной категории философов. Любого, кто искренне пытается постичь Абсолютную Истину, называют ведантистом. Веда означает знание. Тот или иной раздел знания может быть частью ведической науки, а веданта — это окончательный вывод на основе всех видов знания. И поскольку философию называют наукой наук, «Веданта» является вершиной всей философии.

Текст 2

2. Палящие лучи солнца испаряют воды морей, рек, озер и прудов, и наступает засуха. Измученные жаждой, люди то и дело поглядывают в небо, надеясь на дождь, но увы — их ожидания напрасны. И всё же в положенный срок потоки дождя обрушиваются на землю, проливаясь повсюду — даже на бесплодные камни, — и тогда начинается наводнение.
Государство возлагает на плечи своих граждан тяжкое бремя различных налогов: подоходный и годовой налог, налог с оборота, налог на землю, акцизный сбор, таможенную пошлину и много других. Позже, когда собранные деньги составляют достаточно большую сумму, их так или иначе используют на благо граждан. Но нередко случается, что, подобно тому, как дождь поливает бесплодный камень, распределяемые деньги попадают к человеку, неспособному правильно ими распоряжаться, и он тратит их лишь на чувственные удовольствия.
Простые люди считают, что неравномерно выпадающие дожди — не случайность: это природа гневается на нас за наши грехи. И в этом есть доля истины. К примеру, чтобы собранные государством налоги распределялись справедливо, его граждане должны быть предельно честны и добродетельны. Они должны исправно платить государству налоги и иметь честных представителей, которые следили бы за распределением уплаченных денег. В современных демократических государствах людям жаловаться не на кого, потому что всеми делами в стране управляют они сами. Если люди нечестны, то и правительство их непременно будет коррумпированным. Той или иной системе правления можно давать самые красивые и замысловатые названия, но, если сами жители страны лишены хороших качеств, у них не может быть достойного правительства, какая бы партия ни стояла у власти. Поэтому, чтобы государством правили достойные лидеры, способные справедливо распределять материальные блага, прежде всего у самих граждан должен быть высокий уровень сознания.
В древности цари специально обучались искусству политики у совершенных учителей, а подданных во всех городах и деревнях учили основам самоосознания в соответствии с наставлениями Вед, которые касались как материального, так и духовного развития общества. Поэтому в те времена все люди помнили о Боге и были честны в отношениях друг с другом, а цари чувствовали ответственность за благополучие своих граждан. Примерно тот же принцип ответственности действует и в современных демократических государствах: партию, не способную править как следует, народ отстраняет от власти, и на её место избирают ту, которая может править лучше. Вселенной правит одна партия — партия слуг Бога. Это божества, которые повелевают различными планетами и следят за исполнением законов вселенной, установленных Верховным Господом. Люди же страдают из-за недостатка разума.
Где же им взять разум? В «Бхагавад-Гите» (3.14) говорится, что люди должны совершать ягью — жертвоприношение, доставляющее удовольствие Всевышнему:

анна̄д бхаванти бхӯта̄ни
парджанйа̄д анна-самбхавах̣
йаджн̃а̄д бхавати парджанйо
йаджн̃ах̣ карма-самудбхавах̣


«Все существа питаются зерном, которое растёт благодаря дождям. Дожди идут, когда люди совершают ягью, а ягья начинается с исполнения предписанного долга». Господь пронизывает Собой всё. И чтобы удовлетворить вездесущую Абсолютную Истину, люди должны научиться совершать ягью. Для разных эпох предписываются различные ягьи, и для нынешнего века железной индустрии тоже существует ягья, которая просветляет умы людей и пробуждает в них сознание Бога. Она называется санкиртана-ягьей и заключается в том, чтобы призывать всех возродить свое духовное сознание. Присоединившись к этому Движению, то есть участвуя в духовном пении, танцах и празднествах, люди естественным образом становятся законопослушными и честными.
Послушание — основа порядка. Люди пренебрегли законами Бога, поэтому ни дожди, ни богатства не распределяются равномерно. Непокорный человек не может иметь хороших качеств. Когда непокорные лидеры пытаются править непокорными подданными, весь процесс управления принимает извращенный вид и становится очень опасным; именно так происходит, когда один слепой ведет за собой других слепых. Стало быть, средства, полученные от сбора налогов, нужно тратить на то, чтобы развивать в людях добродетельные качества. Тогда все в стране будут счастливы.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».