Свет Бхагаваты Текст 7
7. Небольшие речки, едва не пересохшие за май и июнь, теперь бурлят и выходят из берегов, напоминая богатых людей, хвастливо расточающих свое богатство.
Наблюдая за ручейком и морем, человек может научиться искусству быть серьёзным. Море никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Точно так же человеку нужно правильно использовать преимущества своей жизни, не растрачивая их понапрасну на преходящие и бессмысленные цели. Те, кто пребывает во власти чувств, бездумно тратят свои силы на то, чтобы накопить побольше богатств. Но на самом деле силы необходимо тратить на самоосознание, а не на удовлетворение чувств.
По характеру люди делятся на самоуглубленных и легкомысленных. Легкомысленный человек зачарован внешней красотой материального мира и никогда не задумывается о причине всего сущего. Он безразличен к самопознанию и потому не способен извлечь непреходящее благо из преимуществ, которые даёт человеческая жизнь. Тот же, кто развил в себе способность смотреть вглубь, умиротворен и величествен, как море. Пока легкомысленные люди пребывают во сне невежества, те, кто серьёзен, используют преимущества человеческой жизни, чтобы достичь её высшей цели.
Животные страсти нашего тела необходимо обуздывать, но легкомысленный человек вместо этого предается эфемерным материальным наслаждениям. Жизнь его тем временем подходит к концу, как приходит конец сезону дождей, и человек этот становится подобен высохшему руслу реки. Наша жизнь предназначена для достижения истинной цели, сат, — того, что никогда не исчезает. Хотя в материальной вселенной ничто не является сат (вечным), из неудачной сделки, заключенной нами в этом мире, можно всё же извлечь выгоду. Ум, нацеленный на удовлетворение чувств, — далеко не лучшее приобретение; однако, если направить его вглубь себя, он принесет нам наибольшее благо.
Следующие материалы:
Текст 8
8. В сезон дождей сочная трава, распустившиеся цветы, грибы, бабочки — всё играет многообразием красок и очень походит на состоятельное семейство, тщеславно выставляющее напоказ свои приобретения.
Состоятельный человек любит всячески демонстрировать свои богатства. У него есть всё: добротный дом с модной мебелью и роскошными коврами, ухоженный сад, великолепные автомобили с радиоприемниками, позволяющими слушать занимательные новости и приятную музыку. Обладатель всего этого зачарован своим богатством и чувствует себя так, будто живет в стране мечты, созданной им самим.
Прежде, когда у того же человека не было ни гроша и он походил на сухую невспаханную землю, он был гораздо скромнее, но теперь, получив возможность наслаждаться, разбогатевший счастливец забыл о том, что всё в этом мире, подобно любому времени года, имеет начало и конец. Поразительной красоты Красный форт и Тадж-Махал были возведены Шах-Джаханом, которого давно уже нет, как нет и многих других, которые жили и умерли, подобно цветам, распускающимся лишь в сезон дождей. Богатства недолговечны, как цветущий сад: либо увядают цветы, либо уходит сам садовник, наслаждавшийся их красотой. Таков закон природы. Поэтому, если мы стремимся к вечной жизни в полном знании и блаженстве, нам нужно искать её не там, где недолгий сезон дождей пленяет наш взор яркими, но быстро блекнущими красками.
Всё, что окружает нас в материальном мире, представляет собой лишь тусклое отражение реальности. Это можно сравнить с миражом в пустыне. В пустыне нет воды, но глупая лань бежит за миражом, надеясь утолить жажду. Сама по себе вода — не иллюзия, но искать её в пустыне — явное заблуждение. Весь материальный прогресс цивилизации — это мираж в пустыне. Лань бежит за миражом изо всех сил, но мираж отдаляется от нее с той же скоростью. Вода реальна, однако искать её нужно не в пустыне. Живое существо по своему прошлому опыту помнит то истинное, изначальное счастье, которое оно испытывало, пребывая в духовном мире, однако, из-за того, что теперь оно забыло свою истинную природу, оно ищет духовное, или вечное, счастье в мире материальном — там, где это счастье найти невозможно.
Текст 9
9. Живописный вид зеленых рисовых полей радует сердца простых крестьян, но у богатого дельца, который наживается на их труде, он вызывает лишь досаду.
Когда выпадает достаточно дождей, земледелие процветает. Нет более благородного занятия, чем земледелие: оно делает людей счастливыми, здоровыми, богатыми и честными, а также духовно зрелыми, что гарантирует им лучшую жизнь после смерти. Именно таким делом занимаются вайшьи — сословие, которое в «Бхагавад-Гите» описано как сословие прирожденных земледельцев, торговцев и защитников коров. Когда Господь Шри Кришна явился во Вриндаване, Он с великой радостью стал членом одной из семей вайшьев. Махараджа Нанда заботился об огромном количестве коров, и Кришна, его любимый сын, пас этих коров в близлежащем лесу. Господь Кришна Сам хотел показать нам, насколько важно заботиться о коровах. Сказано, что у Махараджи Нанды было девятьсот тысяч коров, и, когда Кришна был на нашей планете (около пяти тысяч лет назад), земля Вриндавана была буквально залита молоком и маслом. Так что земледелие и забота о коровах — это занятия, которые даровал людям Сам Господь.
Торговля нужна лишь для того, чтобы перевозить излишки продуктов туда, где их не хватает. Но когда торговцы становятся чересчур жадными и материалистичными, они берутся за большую коммерцию и открывают заводы и фабрики, завлекая простых крестьян в грязные города, где те будто бы смогут заработать больше денег. Капиталиста-промышленника не устраивает, когда крестьянин остаётся в своей деревне и довольствуется тем, что даёт ему земля. Когда крестьяне радуются богатым всходам зерна, капиталист чувствует досаду. Но, так или иначе, жизнь людей зависит от сельского хозяйства и питаются они только тем, что растёт на земле.
Ни рис, ни муку невозможно произвести даже на самом большом заводе. Промышленнику это не под силу, и потому он тоже отправляется в деревню, чтобы закупить там зерно. Бедняк-земледелец получает от капиталиста ссуду и продает ему зерно по низкой цене. Но, когда всходит хороший урожай, крестьяне становятся богаче, и это вызывает досаду у капиталиста, который теперь не может их эксплуатировать.