Свет Бхагаваты Текст 5
5. В сезон дождей с приближением ночи землю окутывает глубокая тьма. На небе не видно ни мерцающих звезд, ни луны, льющей мягкий свет. Их скрывают темные тучи. И пока небесные светила сокрыты от взора, заметными становятся маленькие светлячки.
Так же, как сменяют друг друга времена года, во вселенной сменяются различные эпохи. Эти эпохи называют югами, или периодами. Каждая из них отличается влиянием одной из трёх гун материальной природы. Эпоха, в которую преобладает гуна благости, называется Сатья-югой; время, когда главенствует страсть, называют Трета-югой; когда к страсти примешивается невежество, наступает Двапара-юга, а последний период, когда остаётся только невежество и тьма, именуют Кали-югой — эпохой раздоров. Слово кали означает «раздор». Эту эпоху часто сравнивают с сезоном дождей, потому что в пору ненастья человеку приходится труднее всего.
В Кали-югу люди не знают пути к истине. Ночью человек обычно может определить свой путь по звездам или луне, но в период дождей остаётся ориентироваться лишь по огонькам маленьких светлячков. Истинный свет — это ведическое знание. Как сказано в «Бхагавад-Гите» (5.15), цель Вед заключается в познании всемогущего Бога, Высшей Личности:
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я — создатель "Веданты", и Я — знаток всех Вед». В нынешний век — век раздоров — люди оспаривают даже само существование Бога. В обществе безбожников появляется бесчисленное множество различных «религиозных» организаций, общин и сект, большинство из которых всячески пытается изгнать из религии Бога. И подобно тому, как светлячки становятся заметными, когда на небе нет ни солнца, ни звезд, эти небольшие группы людей, исповедующие всевозможные религиозные идеи, стараются произвести впечатление на тех, кто пребывает во тьме невежества. В последнее время появилось немало самозваных «воплощений» Бога, за которыми, позабыв об авторитете Вед, идут наивные люди, и между последователями таких «воплощений» всё время идет борьба за первенство.
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я — создатель "Веданты", и Я — знаток всех Вед». В нынешний век — век раздоров — люди оспаривают даже само существование Бога. В обществе безбожников появляется бесчисленное множество различных «религиозных» организаций, общин и сект, большинство из которых всячески пытается изгнать из религии Бога. И подобно тому, как светлячки становятся заметными, когда на небе нет ни солнца, ни звезд, эти небольшие группы людей, исповедующие всевозможные религиозные идеи, стараются произвести впечатление на тех, кто пребывает во тьме невежества. В последнее время появилось немало самозваных «воплощений» Бога, за которыми, позабыв об авторитете Вед, идут наивные люди, и между последователями таких «воплощений» всё время идет борьба за первенство.
По традиции ведическое знание передавалось через цепь духовных учителей и учеников, и получить это знание не искаженным можно лишь от представителя такой цепи. Но поскольку в наш век раздоров и ссор эта цепь неоднократно прерывалась, порой толковать Веды берутся люди некомпетентные, лишенные духовного видения. Так называемые последователи Вед отрицают существование Бога, подобно тому, как в пасмурный вечер светлячки не хотят ничего знать о существовании звезд и луны. Но тот, кто обладает трезвым умом, не должен позволять недобросовестным людям сбивать его с толку. «Бхагавад-Гита» — это суть всего ведического знания, ибо её поведал Сам Верховный Господь, вложивший некогда это знание в сердце Брахмы, первого из сотворенных живых существ во вселенной. А «Шримад-Бхагаватам» был специально рассказан для того, чтобы указать путь людям, живущим в нынешний век — век, покрытый темной тучей невежества.
Следующие материалы:
Текст 6
6. Лягушки, услышав шум дождя, вылезают из укрытий и принимаются петь свои песни, подобно ученикам-брахмачари, которые по указанию духовного учителя начинают декламировать ведические гимны.
В наш век безбожия наиболее мудрые представители общепризнанных мировых религий должны выйти из затворничества и широко проповедовать людям науку о Боге и Его высшей воле. Индусы, мусульмане, христиане и все, кто твердо верит в Бога, не должны сидеть на месте и спокойно смотреть, как в обществе распространяется безбожие. Существует высшая воля Господа, и ни одна нация или сообщество не сможет жить мирно и благополучно, если не осознает этой жизненно важной истины.
Предупреждение уже послано людям, поэтому ответственные лидеры всех религиозных течений должны собраться вместе и создать единую организацию преданных Господа, объединенных общими взглядами. Тому, кто осознал свою духовную природу, нет необходимости жить в уединенном месте. Достигнув такого совершенства и посвятив себя служению Господу, человек уже не боится майи, так же как законопослушный гражданин никогда не боится полиции. Бесстрашные преданные Господа всегда говорят о Боге, убедительно доказывая Его существование, даже если порой их жизни угрожает опасность. Такие преданные полны сострадания к людям, которые напрочь забыли о Всевышнем и в своей погоне за материальным счастьем доходят до того, что не гнушаются удовольствиями, доступными даже собакам и свиньям.
Текст 7
7. Небольшие речки, едва не пересохшие за май и июнь, теперь бурлят и выходят из берегов, напоминая богатых людей, хвастливо расточающих свое богатство.
Наблюдая за ручейком и морем, человек может научиться искусству быть серьёзным. Море никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Точно так же человеку нужно правильно использовать преимущества своей жизни, не растрачивая их понапрасну на преходящие и бессмысленные цели. Те, кто пребывает во власти чувств, бездумно тратят свои силы на то, чтобы накопить побольше богатств. Но на самом деле силы необходимо тратить на самоосознание, а не на удовлетворение чувств.
По характеру люди делятся на самоуглубленных и легкомысленных. Легкомысленный человек зачарован внешней красотой материального мира и никогда не задумывается о причине всего сущего. Он безразличен к самопознанию и потому не способен извлечь непреходящее благо из преимуществ, которые даёт человеческая жизнь. Тот же, кто развил в себе способность смотреть вглубь, умиротворен и величествен, как море. Пока легкомысленные люди пребывают во сне невежества, те, кто серьёзен, используют преимущества человеческой жизни, чтобы достичь её высшей цели.
Животные страсти нашего тела необходимо обуздывать, но легкомысленный человек вместо этого предается эфемерным материальным наслаждениям. Жизнь его тем временем подходит к концу, как приходит конец сезону дождей, и человек этот становится подобен высохшему руслу реки. Наша жизнь предназначена для достижения истинной цели, сат, — того, что никогда не исчезает. Хотя в материальной вселенной ничто не является сат (вечным), из неудачной сделки, заключенной нами в этом мире, можно всё же извлечь выгоду. Ум, нацеленный на удовлетворение чувств, — далеко не лучшее приобретение; однако, если направить его вглубь себя, он принесет нам наибольшее благо.