Свет Бхагаваты Текст 45
45. После того как земледельцы собрали весь урожай и перевезли рис с полей в деревню, началась церемония наванна, которая проходила в присутствии Господа Шри Кришны и Баладевы.
В соответствии с принципами ведической культуры любой образованный человек должен понимать, что все дары природы — зерно, фрукты, овощи, молоко — посылает ему Господь. Ничто из этого человек не в состоянии произвести на заводе или фабрике, — как бы далеко вперед ни шагнула наука. Можно лишь готовить различные блюда, используя то, что послал нам Господь, но изначальные продукты мы создать не можем. Поэтому человек, приобщенный к духовной культуре, всегда чувствует себя обязанным Господу, когда по Его милости получает достаточное количество натуральных продуктов.
Церемонию наванна-прашана люди проводят для того, чтобы выразить Господу благодарность за те дары, которые Он им послал. Жители деревень, собрав зерно с полей, прежде всего предлагают его Господу (они это делают либо все вместе, либо по отдельности), и потом каждый может отведать прасада — пищи, предложенной Богу. Проводя такие церемонии, люди живут счастливо и богато.
Мы всегда должны благодарить Господа за Его милость. Не нужно думать, что богатый урожай можно получить лишь с помощью тракторов и удобрений. Техника и удобрения только помогают нам вырастить урожай, но само зерно произрастает исключительно по воле Господа. Не будь на то Его воли — ни удобрения, ни тракторы пользы не принесут.
Когда Господь Кришна и Баладева были на земле, благочестивые жители Вриндавана хорошо понимали, что именно благодаря присутствию Кришны и Баладевы у них вдоволь зерна. Некоторые из жителей Вриндавана, в том числе и отец Шри Кришны Махараджа Нанда, совершали жертвоприношение, чтобы умилостивить царя небес Индру, ибо он повелевает дождями. Без обильных дождей не вырастить зерна, и потому люди проводили жертвоприношение Индре. Однако Господь Кришна остановил однажды эту древнюю церемонию и посоветовал Своему отцу совершить такое же жертвоприношение Верховному Господу. Этим Он хотел нас научить, что нет никакой необходимости поклоняться полубогам, отвечающим за ту или иную область деятельности вселенной, вместо этого мы должны приносить жертвы Всевышнему, ибо Он — повелитель, а все остальные — Его слуги. Так Господь ввел знаменитую церемонию анна-кута, которую проводят как во Вриндаване, так и в других районах Индии, и люди следуют этой традиции по сей день, поклоняясь холму Говардхана, на котором Господь с удовольствием пас коров. Гири-Говардхане поклоняются как Самому Господу, ибо не существует разницы между Богом, Его играми и всем, что с Ним связано.
Следующие материалы:
Текст 46
46. Торговцы, проповедники, цари и ученики — все, кто на протяжении четырёх месяцев (с июня по сентябрь) был вынужден воздерживаться от путешествий, стали отправляться по своим делам и достигать успеха, как достигают желанной цели очистившиеся души, когда покидают свое нынешнее тело.
Людям, особенно торговцам, проповедникам, царям и ученикам, не рекомендуется путешествовать во время сезона дождей, который длится четыре месяца. Этот период называется чатурмасьей и во время него каждый соблюдает особые правила, помогающие и укрепить здоровье, и развить в себе духовное сознание. В сезон дождей торговцы не могут свободно торговать, а санньяси, посвятившие себя проповеди, — нести людям истины Вед, царь не может покинуть дворец, чтобы путешествовать по своим владениям, а ученики не ходят на занятия, потому что все школы в это время закрыты. Когда же чатурмасья подходит к концу, все они получают возможность отправиться по своим делам и так достичь желанных целей.
Подобным же образом человек, совершающий аскезу, не может получить желаемого результата до тех пор, пока не избавится от своего нынешнего тела. Есть много разных методов йоги, которые помогают достичь разных результатов в различных сферах жизни. Люди ошибаются, когда думают, что всё едино. Как существует множество различных видов жизни и множество планет, так и достижения на духовном пути могут быть разными. Всё это многообразие станет для нас доступным лишь тогда, когда наша жизнь, подобно чатурмасье, подойдет к концу. Только глупец может воображать, что человек в состоянии отправиться на любую планету, не покидая своего нынешнего тела. Если кто-то хочет попасть на Девалоку, в обитель полубогов, он должен развить в себе соответствующие качества, и то же самое справедливо в отношении тех, кто намерен вернуться домой, в царство Бога. Даже если человек желает остаться на Земле и просто жить лучшей жизнью, ему потребуется для этого приложить определенные усилия. В любом случае подобных целей человек может достичь лишь после того, как оставит свое тело.
Торговцы, проповедники, цари и ученики составляют четыре важнейших части общества. Торговцы должны следить за тем, чтобы каждый сполна получал свою долю продуктов, которые посылает людям Господь. Проповедники-санньяси обязаны идти от двери к двери и рассказывать людям о сознании Бога, но не для того, чтобы строить матхи и храмы, а для того, чтобы просвещать людей. Царь должен выезжать из дворца и путешествовать по стране, чтобы своими глазами увидеть, как идут дела у его подданных. Так Махараджа Парикшит, путешествуя однажды по своим владениям, встретил некоего человека, Кали, который собирался убить корову, и царь немедленно наказал его. Что же касается учеников, то их обязанность — получать знания, откуда только возможно. Действуя сообща, все эти сословия принесут огромное благо обществу.
Текст 47
47. От трансцендентной обители, именуемой Кришналокой, исходит яркое сияние, подобное свечению кометы. Это ослепительное сияние безгранично и непостижимо. В нём пребывают бесчисленные планеты, каждая из которых лучезарна. В определенном месте небольшая часть этого сияющего пространства покрыта материальной энергией, подобно тому, как облако иногда скрывает часть небосвода. В глубинах материальной энергии находятся бесчисленные вселенные, и в каждой из них — бесконечное число планет, одна из которых — наша Земля. Так можно понять, какой ничтожной частью творения является планета, на которой мы живем.
Кришналока — обитель Верховной Личности Бога, Трансцендентного Начала. А ослепительное сияние, которое исходит от Кришналоки, — это сияние Самого Господа. Обладая непостижимым могуществом, Господь распространяет Себя во множество форм и энергий. Одни формы исходят от Него Самого, другие же создает Его энергия. Господь обладает бесчисленными энергиями и потому может делать все, что пожелает. При этом Его желание исполняется немедленно и самым совершенным образом. Энергии Господа подобны теплу и свету, которые исходят от огня. Весь космос есть не что иное, как проявление Его энергий. Энергии исходят от Господа, поэтому они одновременно тождественны своему источнику и отличны от Него.
Трансцендентное Начало можно сравнить с молоком, а все, что от Него исходит — с йогуртом. Йогурт — то же самое молоко, но вместе с тем он отличается от молока. Хотя йогурт представляет собой молочный продукт, его нельзя использовать как молоко. Иногда Господа сравнивают и с деревом. Корень дерева является источником ствола, ветвей, листьев и плодов, однако это вовсе не означает, что нет разницы между стволом и плодами, плодами и листьями, или листьями и корнем. Когда дереву нужна вода, поливают корень, а не листья. Поливая листья дерева, мы ничего не добьемся, но, если поливать корень, воду получат и ствол, и ветви, и листья. В этом суть духовной философии.
Кришналоку называют ещё Голокой Вриндаваной. Ниже Голоки находятся Хари-дхама, Махеша-дхама и Деви-дхама. Хари (Вишну, Нараяна) представляет Собой экспансию формы Господа, Махеша (Шива) — олицетворение энергии Бога, а Деви — это экспансия Его энергии. Живые существа тоже являются экспансиями энергии Господа. Есть два вида живых существ: освобожденные и обусловленные.
Планеты, расположенные в ослепительно сияющем пространстве, называются Хари-дхамой. Божество, которое правит этими планетами, носит имя Хари, а обитают на этих планетах Его божественные слуги — освобожденные души. Между обликом Самого Хари и обликом освобожденных душ нет почти никакой разницы, и тем не менее Хари остаётся повелителем, а освобожденные души — Его слугами. Бесчисленными планетами Хари-дхамы правят различные экспансии формы Господа, и у каждой из них свое имя.
Вселенные, расположенные в пределах материальной энергии, называются Деви-дхамой; правит ею Господь Вишну, которому помогают Брахма и Шива. Деви-дхама подчинена власти трёх гун материальной природы: благости, страсти и невежества. Вишну является воплощением гуны благости, Брахма — гуны страсти, а Шива — гуны невежества. Брахма создает материальную вселенную, Вишну хранит её, а Шива — разрушает. Материальное творение возникает по воле Господа и по Его же воле уничтожается. Но, в отличие от вселенных, принадлежащих к материальной энергии — тех, что создаются и разрушаются, — планеты Хари-дхамы существуют вечно.
У обусловленных живых существ — душ, которые хотят наслаждаться и не желают служить Господу, — в Деви-дхаме есть возможность обрести освобождение. Поэтому после смерти кто-то отправляется в Хари-дхаму, кто-то — в Махеша-дхаму, но кто-то всё же остаётся в пределах Деви-дхамы. Махеша-дхама находится на границе между Хари-дхамой и Деви-дхамой. Имперсоналисты хотят раствориться в Трансцендентном, поэтому они попадают в Махеша-дхаму. А те, кто желает остаться в пределах материальной вселенной, попадают на одну из её планет. Если же человек стремится выйти за пределы материальной энергии, он может отправиться в царство Хари-дхамы и попасть либо на одну из её планет, либо прямо на Кришналоку.
Человек, который следует по пути бхакти-йоги, получает право войти в Хари-дхаму, гьяна-йога позволяет войти в Махеша-дхаму, а карма-йога вынуждает человека оставаться в пределах Деви-дхамы и без конца рождаться и умирать, сменяя тела в соответствии с законами кармы.