Свет Бхагаваты Текст 44
44. Осенью на озерах цветет много лотосов. Есть там и цветы, которые лишь похожи на лотос, но относятся к совершенно иным видам. Один из них — цветок кумуда. Когда восходит солнце, все цветы распускаются, радуя глаз своей красотой, но кумуда в этот час остаётся закрытым. Так и люди, подобные лотосу, всегда радуются, когда к власти приходит добродетельный царь, однако ему вовсе не рады те, кто подобен кумуде.
В нынешний век, Кали-югу, люди хотят иметь свое, народное правительство, потому что цари опорочили себя. В прежние времена всё было иначе. Сыновья царей проходили обучение у опытных брахманов-ачарьев, таких, например, как Шри Дроначарья, у которого учились Пандавы и Кауравы. Относясь к царевичам со всей строгостью, он обучал их политике, экономике, военному искусству, этике и морали, наукам и, помимо всего прочего, — преданному служению Господу. Только после того, как наследник престола проходил подобное обучение, ему позволялось править государством. Но и став царём, он всё равно должен был следовать советам мудрых брахманов. Так было даже в более поздние времена: Махараджа Чандрагупта, например, проходил обучение у ученого брахмана Чанакьи Пандита.
Во времена монархии человек, как следует обученный искусству управлять, один вполне мог справиться со всеми государственными делами. Но при демократии никто не проходит обучения, подобного тому, какое проходили древние цари. Политики добиваются избрания на ответственные посты с помощью дипломатических уловок, и вместо одного царя, или руководителя, который олицетворял бы собой высшую исполнительную власть, появляется множество псевдоцарей: президент, министры, их заместители, секретари, помощники секретарей, личные секретари, заместители секретарей и т. п. Появляется немыслимое количество партий и движений — политических, социальных, народных, — а вместе с ними появляются лидеры партий, лидеры блоков и множество других лидеров. Но никто из них не проходит должного обучения, чтобы уметь реально заботиться об интересах своих граждан. При этом коррупция в так называемых демократических государствах процветает ещё больше, чем при самодержавии или монархии.
Тот, кто, прикрываясь маской слуги народа, стремится лишь к собственному обогащению, всегда будет против того, чтобы во главе государства стоял добродетельный царь. Такие люди подобны цветку кумуда, который не любит солнечного света. Слово ку означает «плохой», амуда — «удовольствие». Человек, стремящийся использовать власть в своих интересах, не будет рад появлению справедливого царя. Ратуя за демократию, он сам при этом будет стремиться стать царём. Подобные люди с помощью лживой пропаганды борются за количество голосов в свою пользу и получают огромное удовольствие от политических интриг, но никогда не хотят, чтобы ими правил царь. Так, ворам и разбойникам тоже не нравится, когда к власти приходит достойный правитель, однако, независимо от их желания, во главе государства должен стоять хорошо обученный своему делу царь — это в интересах всех людей.
Следующие материалы:
Текст 45
45. После того как земледельцы собрали весь урожай и перевезли рис с полей в деревню, началась церемония наванна, которая проходила в присутствии Господа Шри Кришны и Баладевы.
В соответствии с принципами ведической культуры любой образованный человек должен понимать, что все дары природы — зерно, фрукты, овощи, молоко — посылает ему Господь. Ничто из этого человек не в состоянии произвести на заводе или фабрике, — как бы далеко вперед ни шагнула наука. Можно лишь готовить различные блюда, используя то, что послал нам Господь, но изначальные продукты мы создать не можем. Поэтому человек, приобщенный к духовной культуре, всегда чувствует себя обязанным Господу, когда по Его милости получает достаточное количество натуральных продуктов.
Церемонию наванна-прашана люди проводят для того, чтобы выразить Господу благодарность за те дары, которые Он им послал. Жители деревень, собрав зерно с полей, прежде всего предлагают его Господу (они это делают либо все вместе, либо по отдельности), и потом каждый может отведать прасада — пищи, предложенной Богу. Проводя такие церемонии, люди живут счастливо и богато.
Мы всегда должны благодарить Господа за Его милость. Не нужно думать, что богатый урожай можно получить лишь с помощью тракторов и удобрений. Техника и удобрения только помогают нам вырастить урожай, но само зерно произрастает исключительно по воле Господа. Не будь на то Его воли — ни удобрения, ни тракторы пользы не принесут.
Когда Господь Кришна и Баладева были на земле, благочестивые жители Вриндавана хорошо понимали, что именно благодаря присутствию Кришны и Баладевы у них вдоволь зерна. Некоторые из жителей Вриндавана, в том числе и отец Шри Кришны Махараджа Нанда, совершали жертвоприношение, чтобы умилостивить царя небес Индру, ибо он повелевает дождями. Без обильных дождей не вырастить зерна, и потому люди проводили жертвоприношение Индре. Однако Господь Кришна остановил однажды эту древнюю церемонию и посоветовал Своему отцу совершить такое же жертвоприношение Верховному Господу. Этим Он хотел нас научить, что нет никакой необходимости поклоняться полубогам, отвечающим за ту или иную область деятельности вселенной, вместо этого мы должны приносить жертвы Всевышнему, ибо Он — повелитель, а все остальные — Его слуги. Так Господь ввел знаменитую церемонию анна-кута, которую проводят как во Вриндаване, так и в других районах Индии, и люди следуют этой традиции по сей день, поклоняясь холму Говардхана, на котором Господь с удовольствием пас коров. Гири-Говардхане поклоняются как Самому Господу, ибо не существует разницы между Богом, Его играми и всем, что с Ним связано.
Текст 46
46. Торговцы, проповедники, цари и ученики — все, кто на протяжении четырёх месяцев (с июня по сентябрь) был вынужден воздерживаться от путешествий, стали отправляться по своим делам и достигать успеха, как достигают желанной цели очистившиеся души, когда покидают свое нынешнее тело.
Людям, особенно торговцам, проповедникам, царям и ученикам, не рекомендуется путешествовать во время сезона дождей, который длится четыре месяца. Этот период называется чатурмасьей и во время него каждый соблюдает особые правила, помогающие и укрепить здоровье, и развить в себе духовное сознание. В сезон дождей торговцы не могут свободно торговать, а санньяси, посвятившие себя проповеди, — нести людям истины Вед, царь не может покинуть дворец, чтобы путешествовать по своим владениям, а ученики не ходят на занятия, потому что все школы в это время закрыты. Когда же чатурмасья подходит к концу, все они получают возможность отправиться по своим делам и так достичь желанных целей.
Подобным же образом человек, совершающий аскезу, не может получить желаемого результата до тех пор, пока не избавится от своего нынешнего тела. Есть много разных методов йоги, которые помогают достичь разных результатов в различных сферах жизни. Люди ошибаются, когда думают, что всё едино. Как существует множество различных видов жизни и множество планет, так и достижения на духовном пути могут быть разными. Всё это многообразие станет для нас доступным лишь тогда, когда наша жизнь, подобно чатурмасье, подойдет к концу. Только глупец может воображать, что человек в состоянии отправиться на любую планету, не покидая своего нынешнего тела. Если кто-то хочет попасть на Девалоку, в обитель полубогов, он должен развить в себе соответствующие качества, и то же самое справедливо в отношении тех, кто намерен вернуться домой, в царство Бога. Даже если человек желает остаться на Земле и просто жить лучшей жизнью, ему потребуется для этого приложить определенные усилия. В любом случае подобных целей человек может достичь лишь после того, как оставит свое тело.
Торговцы, проповедники, цари и ученики составляют четыре важнейших части общества. Торговцы должны следить за тем, чтобы каждый сполна получал свою долю продуктов, которые посылает людям Господь. Проповедники-санньяси обязаны идти от двери к двери и рассказывать людям о сознании Бога, но не для того, чтобы строить матхи и храмы, а для того, чтобы просвещать людей. Царь должен выезжать из дворца и путешествовать по стране, чтобы своими глазами увидеть, как идут дела у его подданных. Так Махараджа Парикшит, путешествуя однажды по своим владениям, встретил некоего человека, Кали, который собирался убить корову, и царь немедленно наказал его. Что же касается учеников, то их обязанность — получать знания, откуда только возможно. Действуя сообща, все эти сословия принесут огромное благо обществу.