16 px

Свет Бхагаваты Текст 42

42. Осенней порой ночи особенно приятны, ибо в это время не жарко и не холодно. Легкий ветерок, пролетающий над фруктовыми садами и цветами Вриндавана, приносит необычайное наслаждение всем — всем, кроме гопи, охваченных глубокой скорбью из-за того, что Кришна скрылся от них.
Те, кто поклоняется Господу, испытывают два типа духовных эмоций. Один из них называется самбхога, а другой — вираха. По мнению ачарьев нашей цепи духовных учителей, поклонение в духе вирахи приносит большее наслаждение, нежели самбхога. Самбхога проявляется при непосредственном контакте с Господом, тогда как вираха рождается в разлуке с Ним. Господь Чайтанья учил нас поклонению в духе вирахи. Наше нынешнее положение таково, что мы не можем иметь непосредственного контакта с Богом, Верховной Личностью. Однако, если поклоняться Ему в духе вирахи, можно осознать трансцендентное присутствие Господа и проникнуться ещё большей любовью к Нему, чем если бы Он находился непосредственно рядом с нами.
Без любви к Богу даже прямое общение с Ним не имеет смысла. Когда Господь пребывал на земле, Его видели тысячи и тысячи людей, но из-за отсутствия любви к Богу они, в сущности, не могли осознать, что Он — Верховный Господь, Шри Кришна. Так что прежде всего нам необходимо пробудить дремлющую в нас любовь к Богу. Для этого мы должны выполнять определенные правила и предписания, а также следовать по стопам великих ачарьев, которые обладают истинной любовью к Господу. Чувства гопи — пример самой возвышенной, ничем не оскверненной любви к Богу, и Господь Чайтанья, пребывая на высшей ступени духовного сознания, поклонялся Кришне в настроении вирахи — настроении гопи.
Некое отражение вирахи существует и в материальном мире. Любящая жена, муж или друг тоже теряют покой, когда рядом нет любимого человека. Но эти состояния не длятся вечно. Когда муж теряет любимую жену или жена — мужа, они находят себе новых супругов и вскоре забывают о прошлом. Так происходит потому, что в материальном мире эти отношения призрачны.
Однако в духовной жизни всё обстоит совершенно иначе. Тот, кто поистине любит Бога, не может забыть о Нём ни при каких обстоятельствах. Что бы ни происходило, без Господа преданный не чувствует счастья. Когда Господа нет рядом, преданный мысленно общается с Господом, размышляя о разлуке с Ним, и, поскольку Господь абсолютен, чувство разлуки приносит преданному гораздо больше блаженства, чем непосредственное общение с Господом. Такое возможно лишь в том случае, если человек развивает в себе искреннюю любовь к Богу. На этом уровне преданный всегда связан с Ним через чувство разлуки, которое при определенных обстоятельствах становится особенно сильным, даже нестерпимым. Так, мягкий ветерок напомнил гопи об их встречах с Господом, и они необычайно остро ощутили разлуку с Ним.
Следующие материалы:

Текст 43

43. С приходом осени у людей, птиц и животных с особой силой пробуждается половое желание. Быки, олени и другие самцы силой овладевают своими самками, и те вскоре приносят потомство.
Подобно этому, преданное служение Господу тоже неизменно приносит плоды. Преданное служение Господу никогда не проходит даром. В положенный срок человек получает плоды своего служения, причем происходит это даже помимо его воли. Чистый преданный не ждет от Господа никакой награды за служение: он не собирается заключать с Ним сделки. И тем не менее Господь по Своей доброй воле исполняет все желания преданного.
Может показаться, что с материальной точки зрения преданный Господа становится всё беднее и беднее, однако на самом деле это не так. История Пандавов — яркий тому пример. Пятеро братьев во главе с Махараджей Юдхиштхирой претерпели немало трудностей из-за заговора, устроенного их двоюродными братьями во главе с Дурьйодханой. Однако в конце концов волей Господа Шри Кришны все враги Пандавов были уничтожены, и царь Юдхиштхира взошел на престол. Какие бы беды ни обрушивались на Махараджу Юдхиштхиру, он терпеливо переносил все лишения, и, хотя Сам Кришна всегда был рядом с Пандавами, они никогда не просили у Него ничего, кроме возможности служить Ему с любовью и преданностью. И с течением времени всё обернулось во благо преданным.
Поэтому каждый вайшнав должен заниматься своим служением с полной отдачей, с терпением и верой. Нужно исполнять предписанные обязанности, иметь чистое сердце и служить Господу, общаясь с другими преданными. Если человек следует этим шести основным правилам, он непременно достигнет успеха. Занимаясь служением Господу, никогда не следует падать духом. Неудачи далеко не всегда приносят вред, поражение часто приводит к победе. Преданный должен с твердой верой следовать регулирующим принципам, которым следуют осознавшие свою природу души, и не сомневаться в том, что это служение принесет ему высшее благо. Нужно лишь неуклонно выполнять свои обязанности и не попадать под влияние дурного общества.
Возвращение к Богу нельзя считать некой забавой. Нужно относиться к этому серьёзно, как учат тому писания. Если человек строго следует всем наставлениям, успех ему обеспечен, и в положенный срок плоды его усилий проявятся сами. Махараджа Дхрува поклонялся Богу ради материальной выгоды, но, когда Господь появился перед ним, он ничего не стал просить у Господа. И всё же Господь одарил его Своими благословениями: Он исполнил материальные желания Дхрувы и, кроме того, даровал ему вечное освобождение. Таковы уроки, которым нас учат богооткровенные писания. Всемогущий Господь может одарить нас всем, чего бы мы ни пожелали, а значит, нам нужно стремиться к тому, что вечно, исполнено блаженства и знания. Занимаясь преданным служением Богу, не следует стремиться к вещам преходящим и бессмысленным.

Текст 44

44. Осенью на озерах цветет много лотосов. Есть там и цветы, которые лишь похожи на лотос, но относятся к совершенно иным видам. Один из них — цветок кумуда. Когда восходит солнце, все цветы распускаются, радуя глаз своей красотой, но кумуда в этот час остаётся закрытым. Так и люди, подобные лотосу, всегда радуются, когда к власти приходит добродетельный царь, однако ему вовсе не рады те, кто подобен кумуде.
В нынешний век, Кали-югу, люди хотят иметь свое, народное правительство, потому что цари опорочили себя. В прежние времена всё было иначе. Сыновья царей проходили обучение у опытных брахманов-ачарьев, таких, например, как Шри Дроначарья, у которого учились Пандавы и Кауравы. Относясь к царевичам со всей строгостью, он обучал их политике, экономике, военному искусству, этике и морали, наукам и, помимо всего прочего, — преданному служению Господу. Только после того, как наследник престола проходил подобное обучение, ему позволялось править государством. Но и став царём, он всё равно должен был следовать советам мудрых брахманов. Так было даже в более поздние времена: Махараджа Чандрагупта, например, проходил обучение у ученого брахмана Чанакьи Пандита.
Во времена монархии человек, как следует обученный искусству управлять, один вполне мог справиться со всеми государственными делами. Но при демократии никто не проходит обучения, подобного тому, какое проходили древние цари. Политики добиваются избрания на ответственные посты с помощью дипломатических уловок, и вместо одного царя, или руководителя, который олицетворял бы собой высшую исполнительную власть, появляется множество псевдоцарей: президент, министры, их заместители, секретари, помощники секретарей, личные секретари, заместители секретарей и т. п. Появляется немыслимое количество партий и движений — политических, социальных, народных, — а вместе с ними появляются лидеры партий, лидеры блоков и множество других лидеров. Но никто из них не проходит должного обучения, чтобы уметь реально заботиться об интересах своих граждан. При этом коррупция в так называемых демократических государствах процветает ещё больше, чем при самодержавии или монархии.
Тот, кто, прикрываясь маской слуги народа, стремится лишь к собственному обогащению, всегда будет против того, чтобы во главе государства стоял добродетельный царь. Такие люди подобны цветку кумуда, который не любит солнечного света. Слово ку означает «плохой», амуда — «удовольствие». Человек, стремящийся использовать власть в своих интересах, не будет рад появлению справедливого царя. Ратуя за демократию, он сам при этом будет стремиться стать царём. Подобные люди с помощью лживой пропаганды борются за количество голосов в свою пользу и получают огромное удовольствие от политических интриг, но никогда не хотят, чтобы ими правил царь. Так, ворам и разбойникам тоже не нравится, когда к власти приходит достойный правитель, однако, независимо от их желания, во главе государства должен стоять хорошо обученный своему делу царь — это в интересах всех людей.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».