Свет Бхагаваты Текст 41
41. Ясной осенней ночью луна, окруженная мириадами звезд, настолько прекрасна, что приковывает к себе взоры всех живых существ. Точно так же Господь Шри Кришна является средоточием любви всех членов семьи Вришни, рода Яду.
Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, явился в роду Яду, и с тех пор этот род сияет, подобно луне в ночном осеннем небе. Явление и уход Господа в точности похожи на восход и заход солнца. Солнце показывается из-за горизонта на востоке, однако это не значит, что оно там родилось. Солнце движется по своей орбите и на самом деле никогда не заходит и не восходит. Но поскольку мы видим его сначала на востоке, мы говорим, что оно взошло именно там. Точно так же, когда Господь является в той или иной семье, это не означает, что Он связывает Себя какими-либо обязательствами в отношении этой семьи. Господь абсолютно независим и может появляться, и исчезать где угодно и как угодно, ибо Он вездесущ.
Те, кому недостаёт разума, никак не хотят признавать, что Господь может приходить в материальный мир в образе одного из Своих воплощений, а затем покидать этот мир. Однако для подобного скептицизма нет ни малейшей причины. Если Господь пронизывает Собой все, как, например, электричество, Он может проявиться в любой части Своего творения. Когда Он сокрыт, мы не видим Его, но, когда Он проявляет Себя, Его может видеть каждый, хотя при этом, конечно, мало кто знает Господа таким, каков Он есть. Каждый день солнце предстает перед всеми, но это вовсе не значит, что все обладают полным и совершенным знанием о нём. Подобным же образом, когда Господь Шри Кришна явился на земле пять тысяч лет назад, очень немногие могли знать, кто Он на самом деле.
Любой, кто постигает Господа таким, какой Он есть, немедленно обретает освобождение и, после того как оставит свое нынешнее тело, возвращается к Богу, чтобы никогда больше не рождаться в исполненном страданий материальном мире. Господь подтверждает это в «Бхагавад-Гите»:
джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
«Тот, кто постиг божественную природу Моего рождения и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, где нет ни рождения, ни смерти» (БГ 4.9).
Но находятся глупцы, которые принимают Господа за обыкновенного человека, не имея ни малейшего представления о Его божественных качествах. Об этом Господь также говорит в «Бхагавад-Гите»:
аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄
ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам
парам̇ бха̄вам аджа̄нанто
мама бхӯта-махеш́варам
ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам
парам̇ бха̄вам аджа̄нанто
мама бхӯта-махеш́варам
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в образе человека. Им неведома Моя трансцендентная природа повелителя всего сущего» (БГ 9.11).
Следующие материалы:
Текст 42
42. Осенней порой ночи особенно приятны, ибо в это время не жарко и не холодно. Легкий ветерок, пролетающий над фруктовыми садами и цветами Вриндавана, приносит необычайное наслаждение всем — всем, кроме гопи, охваченных глубокой скорбью из-за того, что Кришна скрылся от них.
Те, кто поклоняется Господу, испытывают два типа духовных эмоций. Один из них называется самбхога, а другой — вираха. По мнению ачарьев нашей цепи духовных учителей, поклонение в духе вирахи приносит большее наслаждение, нежели самбхога. Самбхога проявляется при непосредственном контакте с Господом, тогда как вираха рождается в разлуке с Ним. Господь Чайтанья учил нас поклонению в духе вирахи. Наше нынешнее положение таково, что мы не можем иметь непосредственного контакта с Богом, Верховной Личностью. Однако, если поклоняться Ему в духе вирахи, можно осознать трансцендентное присутствие Господа и проникнуться ещё большей любовью к Нему, чем если бы Он находился непосредственно рядом с нами.
Без любви к Богу даже прямое общение с Ним не имеет смысла. Когда Господь пребывал на земле, Его видели тысячи и тысячи людей, но из-за отсутствия любви к Богу они, в сущности, не могли осознать, что Он — Верховный Господь, Шри Кришна. Так что прежде всего нам необходимо пробудить дремлющую в нас любовь к Богу. Для этого мы должны выполнять определенные правила и предписания, а также следовать по стопам великих ачарьев, которые обладают истинной любовью к Господу. Чувства гопи — пример самой возвышенной, ничем не оскверненной любви к Богу, и Господь Чайтанья, пребывая на высшей ступени духовного сознания, поклонялся Кришне в настроении вирахи — настроении гопи.
Некое отражение вирахи существует и в материальном мире. Любящая жена, муж или друг тоже теряют покой, когда рядом нет любимого человека. Но эти состояния не длятся вечно. Когда муж теряет любимую жену или жена — мужа, они находят себе новых супругов и вскоре забывают о прошлом. Так происходит потому, что в материальном мире эти отношения призрачны.
Однако в духовной жизни всё обстоит совершенно иначе. Тот, кто поистине любит Бога, не может забыть о Нём ни при каких обстоятельствах. Что бы ни происходило, без Господа преданный не чувствует счастья. Когда Господа нет рядом, преданный мысленно общается с Господом, размышляя о разлуке с Ним, и, поскольку Господь абсолютен, чувство разлуки приносит преданному гораздо больше блаженства, чем непосредственное общение с Господом. Такое возможно лишь в том случае, если человек развивает в себе искреннюю любовь к Богу. На этом уровне преданный всегда связан с Ним через чувство разлуки, которое при определенных обстоятельствах становится особенно сильным, даже нестерпимым. Так, мягкий ветерок напомнил гопи об их встречах с Господом, и они необычайно остро ощутили разлуку с Ним.
Текст 43
43. С приходом осени у людей, птиц и животных с особой силой пробуждается половое желание. Быки, олени и другие самцы силой овладевают своими самками, и те вскоре приносят потомство.
Подобно этому, преданное служение Господу тоже неизменно приносит плоды. Преданное служение Господу никогда не проходит даром. В положенный срок человек получает плоды своего служения, причем происходит это даже помимо его воли. Чистый преданный не ждет от Господа никакой награды за служение: он не собирается заключать с Ним сделки. И тем не менее Господь по Своей доброй воле исполняет все желания преданного.
Может показаться, что с материальной точки зрения преданный Господа становится всё беднее и беднее, однако на самом деле это не так. История Пандавов — яркий тому пример. Пятеро братьев во главе с Махараджей Юдхиштхирой претерпели немало трудностей из-за заговора, устроенного их двоюродными братьями во главе с Дурьйодханой. Однако в конце концов волей Господа Шри Кришны все враги Пандавов были уничтожены, и царь Юдхиштхира взошел на престол. Какие бы беды ни обрушивались на Махараджу Юдхиштхиру, он терпеливо переносил все лишения, и, хотя Сам Кришна всегда был рядом с Пандавами, они никогда не просили у Него ничего, кроме возможности служить Ему с любовью и преданностью. И с течением времени всё обернулось во благо преданным.
Поэтому каждый вайшнав должен заниматься своим служением с полной отдачей, с терпением и верой. Нужно исполнять предписанные обязанности, иметь чистое сердце и служить Господу, общаясь с другими преданными. Если человек следует этим шести основным правилам, он непременно достигнет успеха. Занимаясь служением Господу, никогда не следует падать духом. Неудачи далеко не всегда приносят вред, поражение часто приводит к победе. Преданный должен с твердой верой следовать регулирующим принципам, которым следуют осознавшие свою природу души, и не сомневаться в том, что это служение принесет ему высшее благо. Нужно лишь неуклонно выполнять свои обязанности и не попадать под влияние дурного общества.
Возвращение к Богу нельзя считать некой забавой. Нужно относиться к этому серьёзно, как учат тому писания. Если человек строго следует всем наставлениям, успех ему обеспечен, и в положенный срок плоды его усилий проявятся сами. Махараджа Дхрува поклонялся Богу ради материальной выгоды, но, когда Господь появился перед ним, он ничего не стал просить у Господа. И всё же Господь одарил его Своими благословениями: Он исполнил материальные желания Дхрувы и, кроме того, даровал ему вечное освобождение. Таковы уроки, которым нас учат богооткровенные писания. Всемогущий Господь может одарить нас всем, чего бы мы ни пожелали, а значит, нам нужно стремиться к тому, что вечно, исполнено блаженства и знания. Занимаясь преданным служением Богу, не следует стремиться к вещам преходящим и бессмысленным.