Свет Бхагаваты Текст 38
38. По окончании сезона дождей земледельцы выходят на рисовые поля и начинают восстанавливать ограждения, чтобы удержать на земле воду. Так и йоги стараются сохранить свою силу, чтобы потом использовать её для самоосознания.
Живое существо относится к пограничной энергии Абсолютной Личности Бога и может использовать свою силу, направляя её наружу или внутрь. Направив свою силу внутрь, живое существо соединяет её с внутренней энергией Всевышнего Господа, но, направив её на внешнюю Его энергию, оно связывает свою силу с внешней энергией Бога. Все энергии — внутренняя, внешняя и пограничная — исходят от Всевышнего и действуют по-разному, подтверждая этим истину о многообразии в единстве. Единство проявлено в Боге, а многообразие — в Его энергиях. Господь необычайно могуществен, и потому одного Его желания достаточно, чтобы всё происходило так, как Он того хочет. Как уже говорилось, всё естественным образом совершают энергии Господа, причем действуют они с полным знанием и абсолютно безупречно. Об этом мы можем узнать из ведических писаний.
В «Бхагавад-Гите» говорится, что природа внутренней и пограничной энергии едина и обе они относятся к высшей энергии, тогда как внешняя энергия по своей природе стоит ниже. Поскольку живое существо относится к пограничной энергии и обладает теми же качествами, что и внутренняя энергия Господа, для него вполне естественно действовать в союзе с внутренней энергией. Но если душа отдает предпочтение энергии внешней, она сталкивается с большими трудностями. Поэтому йоги с помощью метода пратьяхары (отвлечения) направляют свою силу с внешней энергии на внутреннюю.
Деятельность наших чувств следует переориентировать, а не останавливать. Мы должны очистить свои чувства, чтобы они служили Господу и не нарушали установленную Им гармонию. Гармония вселенной — это истина, установленная волей Всевышнего, и нам следует научиться видеть Его волю во всем, что происходит вокруг нас. Таково наставление «Ишопанишад». Человеческая жизнь предоставляет нам счастливую возможность постичь эту вселенскую гармонию, и потому нашу жизненную силу, которая сравнивается здесь с водой, скопившейся на рисовых полях, следует тратить только на достижение этой цели.
Подобно тому как люди не ждут дождя осенью, мы не должны надеяться, что в следующей жизни снова родимся в человеческом теле, если в этой жизни мы растрачивали энергию на чувственные наслаждения. Предназначение чувств — служить Богу, и, если мы правильно их используем, они достигают наивысшего совершенства, начав непосредственно служить Господу. Когда живое существо возвращается таким образом домой, к Богу, и посвящает себя служению Самому Господу, оно достигает самсиддхи парами — высшего совершенства. Это подтверждается в «Бхагавад-Гите»:
ма̄м упетйа пунар джанма
дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам
на̄пнуванти маха̄тма̄нах̣
сам̇сиддхим̇ парама̄м̇ гата̄х̣
«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство» (БГ 8.15).
ма̄м упетйа пунар джанма
дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам
на̄пнуванти маха̄тма̄нах̣
сам̇сиддхим̇ парама̄м̇ гата̄х̣
«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство» (БГ 8.15).
Следующие материалы:
Текст 39
39. Осенью день и ночь необыкновенно отличаются друг от друга. Днём палящие лучи солнца причиняют невыносимые страдания, а ночью мягкий лунный свет дарит облегчение и свежесть. Подобно луне, Господь Шри Кришна приносит успокоение всем — и гопи, и обыкновенным людям, которые пребывают в иллюзии и принимают тело за душу.
Пока человек, находясь во власти иллюзии, принимает тело или ум за душу, он будет постоянно страдать, как страдают люди от невыносимой жары. Но если тот же человек станет преданным Господа Шри Кришны, Личности Бога, он непременно почувствует в своей жизни облегчение, какое дарит осенью прохладный свет луны. Милость Кришны безгранична, и потому Он приходит в этот мир, чтобы призвать к Себе всех страждущих, и проповедует «Бхагавад-Гиту», горя желанием побудить людей оставить все прочие занятия и найти прибежище у Его лотосных стоп. Это самая сокровенная истина во всех священных писаниях.
Девушки из Враджабхуми, гопи Вриндавана, упомянуты в стихе потому, что эти вечные супруги Господа тяжко страдают от разлуки с Кришной, когда Он уходит в лес пасти коров. День, проведенный в разлуке с Господом, кажется им таким же невыносимым, как полуденная жара осенью. Кришне настолько дороги искренние чувства гопи, что Он признает Себя неспособным отплатить им за их великую любовь. Господь Чайтанья называл чувства гопи к Кришне высшей формой поклонения Богу. Таким образом, если преданный регулярно занимается бхакти-йогой, он в конце концов возвысится до уровня самозабвенной любви к Богу. Такая любовь — единственное, что позволяет обусловленной душе вновь войти в царство Господа и жить там вечной жизнью, исполненной блаженства. Три вида страданий, сопутствующих материальному существованию, обращаются в ничто, когда в сердце живого существа пробуждается всепоглощающая любовь к Господу - она и есть конечная цель духовного развития человека.
Текст 40
40. В ночном осеннем небе мерцающие звезды видны всё яснее и яснее. Так и мудрецу ясно видна конечная цель Вед.
Говорится, что ясно понимать истинный смысл Вед может тот, кто не только искренне предан Господу, но и смиренно служит своему духовному учителю. Духовный учитель знает цель Вед, следует Ведам сам и представляет ученику Веды в истинном свете. Высший духовный учитель, Господь Шри Кришна, раскрыл нам суть Вед в «Бхагавад-Гите»:
два̄в имау пурушау локе
кшараш́ ча̄кшара эва ча
кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни
кӯт̣а-стхо ’кшара учйате
«Есть два вида живых существ: склонные совершать ошибки и непогрешимые. В материальном мире каждый склонен ошибаться, а в духовном - все непогрешимы» (БГ 15.16).
кшараш́ ча̄кшара эва ча
кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни
кӯт̣а-стхо ’кшара учйате
«Есть два вида живых существ: склонные совершать ошибки и непогрешимые. В материальном мире каждый склонен ошибаться, а в духовном - все непогрешимы» (БГ 15.16).
Ссылаясь на Веды, Господь говорит, что живые существа бывают двух видов — склонные ошибаться и непогрешимые. Те, кто закован в кандалы материальной жизни, всегда ошибаются, а тех, кто свободен и вечно пребывает в духовном мире, называют акшарами, непогрешимыми. Затем Господь говорит:
уттамах̣ пурушас тв анйах̣
парама̄тметй уда̄хр̣тах̣
йо лока-трайам а̄виш́йа
бибхартй авйайа ӣш́варах̣
парама̄тметй уда̄хр̣тах̣
йо лока-трайам а̄виш́йа
бибхартй авйайа ӣш́варах̣
«Помимо этих существ, есть одна величайшая личность, Высшая Душа, Сам вечный Господь, который вошел в три мира и поддерживает их» (БГ 15.17).
йасма̄т кшарам атӣто ’хам
акшара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пурушоттамах̣
акшара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пурушоттамах̣
«Поскольку Я трансцендентен, выше ошибок и непогрешимости, и поскольку Я величайший, весь мир и Веды восхваляют Меня как Высшую Личность» (БГ 15.18).
Ещё более четко суть Вед выражена в «Шримад-Бхагаватам». Ведические писания делают вывод, что Господь Шри Кришна есть изначальная Личность Бога, причина всех причин. Он пребывает в Своем вечном облике двурукого Шьямасундары и выглядит как прекрасный юноша — это самая сокровенная истина о Боге, которую сообщают нам Веды. Господь один, а живых существ — обусловленных и освобожденных — великое множество, и каждое из них занимает особое положение. Живые существа никогда не могут быть равны Богу. Как Его частицы, они являются вечными слугами Господа. Служа Господу, то есть занимая свое естественное положение, душа всегда будет счастлива. В любом ином положении её ждут одни несчастья. Таково заключение Вед.