16 px

Свет Бхагаваты Текст 36

36. Осенью сырая земля и размытые дороги постепенно высыхают, а прежде зеленые растения вянут и начинают выгорать. Всё это похоже на постепенное исчезновение у человека ложных привязанностей и отождествления себя с телом.
По мере того, как человек развивает в себе духовное сознание, у него постепенно исчезает материальное эго. Душа, покрытая невежеством, страстью и так называемой благостью, считает себя центром вселенной и находится во власти ложного эго. Она по ошибке отождествляет себя с материальным телом и привязывается ко всему, что имеет отношение к этому телу. Когда же душа, родившись в теле человека, развивает в себе духовное сознание, её привязанность к материи и ложное самоотождествление постепенно исчезают. Духовное развитие разрушает ложное эго, и наши материальные привязанности сходят на нет.
Высшая же цель человеческой жизни состоит в том, чтобы постичь Бога и вручить себя Ему, полностью осознавая, что Он вездесущ. Когда освобожденная душа находит прибежище у лотосных стоп вездесущего Господа, океан неведения становится для нее не больше, чем лужица в следе от копыта теленка. Такая душа сразу же обретает право войти в духовное царство и отныне ей нечего делать в полном страданий материальном мире.
Поэтому духовный прогресс человека состоит не в том, чтобы всего лишь приспособиться к аномалиям материальной жизни. Гораздо важнее подготовить себя к возвращению в духовное царство. Приспособиться к материальным страданиям невозможно, однако духовная культура помогает человеку возвыситься над этими страданиями и преодолеть их влияние. Здесь можно привести пример сухого кокосового ореха. Когда орех высыхает, его мякоть сама отделяется от скорлупы. Точно так же душа, восстановившая свое духовное сознание, естественным образом «отделяется от скорлупы» тонкого и грубого материального тела и начинает жить духовной жизнью, хотя со стороны может казаться, что она по-прежнему связана с материальным телом. Когда душа избавляется от ложного самоотождествления, её называют освобожденной.
Следующие материалы:

Текст 37

37. Когда осень вступает в свои права, бурное море вновь становится тихим и спокойным, подобно мудрецу, который постиг свою духовную природу и обрел умиротворение, став неподвластным трём материальным гунам.
Когда человек постигает природу своего «Я», бушующая в нём буря желаний, порожденных гунами невежества и страсти, успокаивается. Однако, если море улеглось, это вовсе не означает, что оно стало безжизненным. Только тогда, когда шторм прекращается, корабли могут спокойно плавать. Индийские мореплаватели традиционно проводят на берегу моря церемонию, которая называется «день кокосового ореха». В этот день морю подносят кокосовый орех как знак благодарности за то, что оно успокоилось, и начиная с этого дня морские суда могут беспрепятственно плавать в дальние страны.
Три гуны природы делят деятельность людей на две разновидности: одна из них — это деятельность, которая носит внешний характер, а другая — деятельность внутренняя. Пока человек находится под преобладающим влиянием гун страсти и невежества, он будет действовать на внешнем уровне, побуждаемый материальными желаниями и вожделением. Таких людей называют асурами. Асуры только и делают, что гоняются за деньгами и женщинами. Стремясь иметь побольше денег и женщин, они используют любые источники дохода. Из-за деятельности таких асуров всё общество становится подобным бушующему морю и утрачивает даже малейшие признаки спокойствия и благополучия.
Крайне поверхностный взгляд на мир приводит к тому, что общество начинает чрезмерно развивать тяжелую индустрию и устанавливает слишком сложную систему торговли. Подобная деятельность носит название угра-кармы. Слово угра означает «тяжелый», а карма — «работа». Чрезмерное развитие индустрии с присущим ей тяжелым трудом всегда препятствует духовному прогрессу общества. Асуры, ставшие лидерами общества, не желают оставлять свою деятельность, продиктованную одним лишь вожделением, и занимаются ею вплоть до тех пор, пока не падут жертвой законов природы. Такие люди и не думают о том, чтобы отойти от дел и заняться духовным самопознанием. Но те, кто находится под влиянием гуны благости, обращают свой ум вглубь себя и, проведя жизнь в регулируемой борьбе за существование, в зрелом возрасте удаляются от дел, чтобы всё свое время посвятить духовному самопознанию.
В соответствии с принципами варнашрамы человек, которому исполнилось пятьдесят лет, должен отойти от дел независимо от обстоятельств. Так, конторы и учреждения закрываются в конце рабочего дня независимо от того, сколько работы осталось недоделанной. Подобным же образом, когда человеку исполняется пятьдесят лет, он должен оставить прежнюю активную жизнь в обществе и целиком посвятить себя духовному самопознанию. Такое удаление от дел должно быть обязательным, чтобы неразумные пожилые люди не препятствовали нормальному духовному развитию общества. В современных демократических государствах те, кому уже исполнилось пятьдесят, не должны избираться на правительственные посты. Иначе в океане невежества поднимется такой шторм, что ни один корабль не сможет отправиться домой, в царство Бога. Самые опасные враги прогресса духовной культуры — это престарелые политики, которые сами слепы и пытаются вести за собой других слепцов. Они приносят обществу одни лишь несчастья и нарушают мирную жизнь людей. Представители молодого поколения обычно бывают разумнее своих предшественников, поэтому законы государства должны обязывать политиков, которым уже за пятьдесят, оставлять свои посты и уходить на заслуженный отдых.

Текст 38

38. По окончании сезона дождей земледельцы выходят на рисовые поля и начинают восстанавливать ограждения, чтобы удержать на земле воду. Так и йоги стараются сохранить свою силу, чтобы потом использовать её для самоосознания.
Живое существо относится к пограничной энергии Абсолютной Личности Бога и может использовать свою силу, направляя её наружу или внутрь. Направив свою силу внутрь, живое существо соединяет её с внутренней энергией Всевышнего Господа, но, направив её на внешнюю Его энергию, оно связывает свою силу с внешней энергией Бога. Все энергии — внутренняя, внешняя и пограничная — исходят от Всевышнего и действуют по-разному, подтверждая этим истину о многообразии в единстве. Единство проявлено в Боге, а многообразие — в Его энергиях. Господь необычайно могуществен, и потому одного Его желания достаточно, чтобы всё происходило так, как Он того хочет. Как уже говорилось, всё естественным образом совершают энергии Господа, причем действуют они с полным знанием и абсолютно безупречно. Об этом мы можем узнать из ведических писаний.
В «Бхагавад-Гите» говорится, что природа внутренней и пограничной энергии едина и обе они относятся к высшей энергии, тогда как внешняя энергия по своей природе стоит ниже. Поскольку живое существо относится к пограничной энергии и обладает теми же качествами, что и внутренняя энергия Господа, для него вполне естественно действовать в союзе с внутренней энергией. Но если душа отдает предпочтение энергии внешней, она сталкивается с большими трудностями. Поэтому йоги с помощью метода пратьяхары (отвлечения) направляют свою силу с внешней энергии на внутреннюю.
Деятельность наших чувств следует переориентировать, а не останавливать. Мы должны очистить свои чувства, чтобы они служили Господу и не нарушали установленную Им гармонию. Гармония вселенной — это истина, установленная волей Всевышнего, и нам следует научиться видеть Его волю во всем, что происходит вокруг нас. Таково наставление «Ишопанишад». Человеческая жизнь предоставляет нам счастливую возможность постичь эту вселенскую гармонию, и потому нашу жизненную силу, которая сравнивается здесь с водой, скопившейся на рисовых полях, следует тратить только на достижение этой цели.
Подобно тому как люди не ждут дождя осенью, мы не должны надеяться, что в следующей жизни снова родимся в человеческом теле, если в этой жизни мы растрачивали энергию на чувственные наслаждения. Предназначение чувств — служить Богу, и, если мы правильно их используем, они достигают наивысшего совершенства, начав непосредственно служить Господу. Когда живое существо возвращается таким образом домой, к Богу, и посвящает себя служению Самому Господу, оно достигает самсиддхи парами — высшего совершенства. Это подтверждается в «Бхагавад-Гите»:

ма̄м упетйа пунар джанма
дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам
на̄пнуванти маха̄тма̄нах̣
сам̇сиддхим̇ парама̄м̇ гата̄х̣


«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство» (БГ 8.15).
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».