Свет Бхагаваты Текст 34
34. Небольшие пруды, которые наполняются водой за время дождей, осенью постепенно высыхают. Однако мелкие обитатели этих прудов продолжают наслаждаться жизнью, совсем не понимая, что их дни сочтены и смерть уже не за горами. Своей беззаботностью они напоминают тех глупцов, которые, не думая о приближающейся смерти, с головой окунаются в так называемые удовольствия семейной жизни.
Больше всех к семейной жизни привязаны глупые политики. Политик высокого ранга — особый семьянин. Обычный человек привязан только к своей небольшой семье, состоящей из жены и детей, но высокопоставленный политик распространяет свое чувство главы семейства на гораздо более широкий круг людей и потому становится необычайно тщеславным, горделивым и эгоистичным. Он никогда не оставляет политики и продолжает ею заниматься даже после того, как побывает на желанном посту министра или президента. С годами он лишь сильнее привязывается к своему положению и престижу. И, даже стоя на пороге смерти, он всё равно думает, что без него дела пойдут не так, как надо. Он настолько глуп, что не замечает очевидного: много других политиков, которые думали точно так же, приходили и уходили, и ничего от этого не менялось. Так главы семейств — больших и малых — уподобляются рыбкам в пруду, который осенью постепенно высыхает. Они глупцы, ибо даже в старости думают, что привязанность к семье защитит их от беспощадной смерти.
Как уже говорилось, жизнь человека должна быть разделена на четыре этапа: ученичество, семейная жизнь, подготовка к отречению от мира и жизнь, полностью посвященная служению Господу. Когда человеку исполняется пятьдесят лет, он должен отойти от семейных дел — как малых, так и больших — и подготовить себя к следующей жизни. Так поступают образованные люди. Всякому домохозяину, достигшему пятидесятилетнего возраста, полагается отдохнуть от дел, чтобы он мог сосредоточиться на своей духовной жизни и поднять сознание на более высокий уровень. Но глупые люди не хотят уходить на отдых, вместо этого они пытаются искусственно продлить себе жизнь. Таким глупцам следует поучиться на примере пересыхающих прудов и понять — ради собственного же блага, — что жизнь не кончается со смертью: она вечна. Меняется только тело, которое может быть либо духовным, либо материальным. Разумный человек должен подумать о том, какое тело он хочет получить в будущем, и подготовиться к лучшей жизни на других планетах, даже если он и не стремится вернуться домой, к Богу.
Следующие материалы:
Текст 35
35. Когда палящие лучи осеннего солнца нагревают воду в этих прудах, несчастные их обитатели вместе с многочисленными членами своих семей невыносимо страдают от чрезмерной жары. Подобно им, бедные домохозяева, у которых слишком большая семья, страдают от нужды, но, несмотря на это, продолжают производить на свет детей, ибо не могут обуздать свои чувства.
Человек должен научиться обуздывать деятельность своих чувств, так как неуправляемые чувства затягивают его в материальное рабство. Но для глупцов чувственные удовольствия — центр всей их деятельности. Каждый мужчина готов тяжело трудиться день и ночь, в любое время года только ради чувственных наслаждений, которыми одаривает его женщина. Таким недалеким людям ничего не известно о других наслаждениях. В обществе безбожников это проявляется особенно ярко: чувственные наслаждения, возведенные на уровень культуры и философии, — предел их мечтаний. Человека, привязанного к таким наслаждениям, называют крипаной.
Когда у крипаны рождается слишком много детей, он страдает от жара семейной жизни, и тогда лидеры общества — такие же крипаны, как он, — предлагают ему прибегнуть к методам планирования семьи. Идея такого планирования сводится к тому, что человек может сколько угодно предаваться наслаждениям, а рождаемость при этом будет сдерживаться с помощью искусственных методов. Эти методы называются бхруна-хатья — убийство ребёнка во чреве матери. Подобные действия греховны, и тем, кто их совершает, уготована жизнь на особых адских планетах, упомянутых в священных писаниях.
Духовная культура подразумевает, что человек находит себе иные, лучшие занятия. Когда человек живет духовной жизнью, его тяга к половым наслаждениям ослабевает и страдания, вызванные бесконтрольной семейной жизнью, облегчаются без помощи каких-то искусственных методов.
Поэтому всё внимание и усилия человека должны быть направлены на то, чтобы развивать в себе духовное сознание, и тогда он постепенно обретет защиту от всевозможных бед и разочарований и возвысится до жизни, дарующей истинное и вечное наслаждение в обществе Верховного Господа Шри Кришны.
Текст 36
36. Осенью сырая земля и размытые дороги постепенно высыхают, а прежде зеленые растения вянут и начинают выгорать. Всё это похоже на постепенное исчезновение у человека ложных привязанностей и отождествления себя с телом.
По мере того, как человек развивает в себе духовное сознание, у него постепенно исчезает материальное эго. Душа, покрытая невежеством, страстью и так называемой благостью, считает себя центром вселенной и находится во власти ложного эго. Она по ошибке отождествляет себя с материальным телом и привязывается ко всему, что имеет отношение к этому телу. Когда же душа, родившись в теле человека, развивает в себе духовное сознание, её привязанность к материи и ложное самоотождествление постепенно исчезают. Духовное развитие разрушает ложное эго, и наши материальные привязанности сходят на нет.
Высшая же цель человеческой жизни состоит в том, чтобы постичь Бога и вручить себя Ему, полностью осознавая, что Он вездесущ. Когда освобожденная душа находит прибежище у лотосных стоп вездесущего Господа, океан неведения становится для нее не больше, чем лужица в следе от копыта теленка. Такая душа сразу же обретает право войти в духовное царство и отныне ей нечего делать в полном страданий материальном мире.
Поэтому духовный прогресс человека состоит не в том, чтобы всего лишь приспособиться к аномалиям материальной жизни. Гораздо важнее подготовить себя к возвращению в духовное царство. Приспособиться к материальным страданиям невозможно, однако духовная культура помогает человеку возвыситься над этими страданиями и преодолеть их влияние. Здесь можно привести пример сухого кокосового ореха. Когда орех высыхает, его мякоть сама отделяется от скорлупы. Точно так же душа, восстановившая свое духовное сознание, естественным образом «отделяется от скорлупы» тонкого и грубого материального тела и начинает жить духовной жизнью, хотя со стороны может казаться, что она по-прежнему связана с материальным телом. Когда душа избавляется от ложного самоотождествления, её называют освобожденной.