16 px

Свет Бхагаваты Текст 32

32. Белоснежные облака, свободные от забот, связанных с орошением земли, безмятежно плывут по небу, словно нищенствующие монахи, которые странствуют по земле, сбросив с плеч бремя семейных дел.
Пока человек привязан к исполнению так называемых семейных обязанностей, ему всё время придется беспокоиться о том, как добыть средства на содержание семьи. Система четырёх укладов человеческой жизни в рамках варнашрамы научна по своей сути и гармонична. В пору ученичества человек обучается основным принципам человеческой жизни и позже, если он обзаводится семьей, исполняет семейные обязанности так, как его учили этому в брахмачари-ашраме. Когда же человеку исполняется пятьдесят, он отходит от семейных дел и готовит себя к санньясе.
Семейные люди обязаны материально поддерживать представителей трёх остальных ашрамов: брахмачари, ванапрастх и санньяси. Поэтому раньше каждый в обществе имел возможность удалиться от дел, чтобы больше времени посвящать духовной жизни, и домохозяева никогда не отказывали такому человеку в помощи. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси сводят свои материальные потребности до минимума, поэтому никто не должен жалеть средств на то, чтобы обеспечить их самым необходимым.
В Кали-югу, однако, всё в обществе поставлено с ног на голову. Студент живет в роскоши за счёт своего отца или богатого тестя. Окончив престижный университет, получив диплом и так и не научившись сдерживать свои прихоти, он обзаводится семьей и любыми средствами начинает зарабатывать деньги, чтобы обеспечить себя и семью всевозможными удобствами. При такой жизни он не может дать и гроша на поддержание так называемых ванапрастх и санньяси. Современные же ванапрастхи и санньяси — это те, кому просто не повезло в семейной жизни. Построив где-нибудь дом под вывеской санньяса-ашрама, эти так называемые санньяси за чужой счёт предаются всевозможным наслаждениям. Варны и ашрамы на сегодняшний день превратились просто в мошенничество, прикрывающееся вывеской духовности.
Тем не менее это вовсе не означает, что в ашрамах нет смысла. Если человеку попадается фальшивая монета, он не должен делать вывод, что настоящих денег не бывает. Ашрам санньяси нужен для того, чтобы освободить человека от всех беспокойств и духовно возвысить тех, кто погружен в материальную деятельность. Но если санньяси не избавился от мирских проблем и забот, подобно белому облаку, то он вряд ли сможет принести обществу какую-то пользу.
Следующие материалы:

Текст 33

33. По лесистым склонам гор с шумом сбегают водопады, однако порой они замолкают. Водопады не похожи на обычный дождь, и их сравнивают с великими святыми, которые говорят, когда в том есть нужда, а когда нет — молчат.
Есть два вида проповедников: одних называют профессионалами, а других — ачарьями. Профессиональные проповедники подобны дождям, проливающимся из облаков, ачарьи же подобны водопадам. Те, кто «торгует» чтением «Бхагаватам» и «Рамаяны», выбирают из этих писаний лишь фрагменты, которые могут вызвать мирской интерес у слушателей. К примеру, профессиональные чтецы «Бхагаватам» чаще всего обращаются к описанию раса-лилы. Эти обманщики полагают, что она сродни обычным отношениям юношей и девушек. Рассказывая об этой лиле, чтецы-профессионалы зарабатывают себе деньги и так живут за счёт своих недалеких поклонников. Но ачарья никогда не станет говорить о раса-лиле широкому кругу слушателей. Главы «Бхагаватам», в которых описана раса-лила, представляют собой самую сокровенную часть этого произведения и предназначены лишь для тех учеников, кто добился значительных успехов на пути духовной жизни. «Шримад-Бхагаватам» состоит из двенадцати песней, и описание раса-лилы приводится лишь в Десятой песни. Прежде чем подвести к ней читателя, «Бхагаватам» даёт ему возможность утвердиться в понимании божественной природы Абсолюта. До тех пор, пока человек не усвоит истину о духовном положении Господа, Верховной Личности, он, несомненно, будет принимать Его за обыкновенного человека и наносить Его лотосным стопам оскорбления, совершая один неразумный поступок за другим.
Ачарья хорошо знает священные писания и обучает своих учеников, исходя из их индивидуальной способности продвигаться по пути духовной жизни. Вот почему он иногда говорит, а иногда молчит. Святое послание Господа человек должен получить от того, кто осознал свою духовную природу, а не от профессионального чтеца. Хотя и дождь, и водопад несут одну и ту же воду, водопад может делать то, на что дождь не способен. Нельзя принимать наставления от тех, кто зарабатывает себе на жизнь чтением писаний, как нельзя пить молоко, которого коснулась жалом змея. Само по себе молоко очень полезно, но, если его попробовала змея, оно становится ядовитым. Поэтому между ачарьей и наемным чтецом писаний, который удовлетворяет мирские запросы слушателей, всегда есть огромная разница.

Текст 34

34. Небольшие пруды, которые наполняются водой за время дождей, осенью постепенно высыхают. Однако мелкие обитатели этих прудов продолжают наслаждаться жизнью, совсем не понимая, что их дни сочтены и смерть уже не за горами. Своей беззаботностью они напоминают тех глупцов, которые, не думая о приближающейся смерти, с головой окунаются в так называемые удовольствия семейной жизни.
Больше всех к семейной жизни привязаны глупые политики. Политик высокого ранга — особый семьянин. Обычный человек привязан только к своей небольшой семье, состоящей из жены и детей, но высокопоставленный политик распространяет свое чувство главы семейства на гораздо более широкий круг людей и потому становится необычайно тщеславным, горделивым и эгоистичным. Он никогда не оставляет политики и продолжает ею заниматься даже после того, как побывает на желанном посту министра или президента. С годами он лишь сильнее привязывается к своему положению и престижу. И, даже стоя на пороге смерти, он всё равно думает, что без него дела пойдут не так, как надо. Он настолько глуп, что не замечает очевидного: много других политиков, которые думали точно так же, приходили и уходили, и ничего от этого не менялось. Так главы семейств — больших и малых — уподобляются рыбкам в пруду, который осенью постепенно высыхает. Они глупцы, ибо даже в старости думают, что привязанность к семье защитит их от беспощадной смерти.
Как уже говорилось, жизнь человека должна быть разделена на четыре этапа: ученичество, семейная жизнь, подготовка к отречению от мира и жизнь, полностью посвященная служению Господу. Когда человеку исполняется пятьдесят лет, он должен отойти от семейных дел — как малых, так и больших — и подготовить себя к следующей жизни. Так поступают образованные люди. Всякому домохозяину, достигшему пятидесятилетнего возраста, полагается отдохнуть от дел, чтобы он мог сосредоточиться на своей духовной жизни и поднять сознание на более высокий уровень. Но глупые люди не хотят уходить на отдых, вместо этого они пытаются искусственно продлить себе жизнь. Таким глупцам следует поучиться на примере пересыхающих прудов и понять — ради собственного же блага, — что жизнь не кончается со смертью: она вечна. Меняется только тело, которое может быть либо духовным, либо материальным. Разумный человек должен подумать о том, какое тело он хочет получить в будущем, и подготовиться к лучшей жизни на других планетах, даже если он и не стремится вернуться домой, к Богу.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».