Свет Бхагаваты Текст 30
30. Осенью на озерах и прудах распускается много лотосов. Вода, прежде мутная и грязная, опять становится прозрачной, а сами водоемы — необычайно красивыми. Своим видом они напоминают души, которые некогда пали, но теперь снова обрели сокровище преданного служения Господу.
Оказавшись в мутном омуте материальной жизни, человек не должен впадать в уныние, ибо, если он добровольно встанет на путь преданного служения Господу, вся его жизнь станет чистой, как вода озер и прудов в осеннюю пору. Без связи с Богом наша жизнь проходит впустую, но когда мы очищаем ум, развивая в себе духовное начало, то есть общаясь с теми, кто идет по пути духовной жизни, три вида страданий, сопутствующих материальному бытию, исчезают без следа. Так постепенно в нас расцветает лотос знания, и мы, развиваясь духовно, испытываем трансцендентное блаженство.
Весь путь духовного развития называется йогой — воссоединением со Всевышним. Он подобен длинной лестнице, различные ступени которой называются «регулируемой деятельностью», «трансцендентным знанием», «мистическими способностями» и, наконец, бхакти-йогой — преданным служением. Бхакти-йога, будучи полностью независимой от всех предыдущих ступеней йоги, абсолютно чиста и ни с чем не смешана. Пример такого чистого преданного служения Верховному Господу явили гопи Вриндавана, когда Господь был на земле. Их йога выражалась в возвышенной и чистой любви к Богу, и это — совершенство бхакти-йоги. Развить в себе любовь, которую питали к Господу гопи, необычайно трудно, однако это вполне осуществимо для тех обусловленных душ, что серьёзны в духовной жизни.
К несчастью, недостойные неофиты имитируют духовный экстаз гопи, низводя его до уровня мирских, извращенных переживаний, и подобными пародиями эти люди прокладывают себе дорогу в ад. Тот же, кто серьёзно занимается йогой, действительно достигает высшего совершенства бхакти-йоги, о котором в «Бхагавад-Гите» (6.47) сказано:
йогина̄м апи сарвеша̄м̇
мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇
са ме йуктатамо матах̣
«Из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение».
мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇
са ме йуктатамо матах̣
«Из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение».
Следующие материалы:
Текст 31
31. У осени четыре основных отличия: в эту пору облака больше не несут с собой дождей, проросшие повсюду сорняки выгорают, размытые дороги и поля вновь просыхают, а вода в прудах становится кристально чистой. Эти особенности осенней поры сравнивают с четырьмя укладами человеческой жизни.
В соответствии с системой варнашрамы ученик отправляется в ашрам духовного учителя, чтобы получать от него знание и служить ему, выполняя порой даже самую черную работу. Однако все трудности ученичества забываются, когда ученик обретает духовное знание и постигает свои отношения с Верховной Личностью Бога, Шри Кришной. Как белые облака в осеннем небе уже не несут бремени влаги, так и ученик, нося воду своему учителю, не чувствует беспокойств, когда по милости гуру он обретает духовное знание.
Домохозяева, которые, не зная ограничений, производят на свет детей, уподобляются земле, зарастающей в сезон дождей сорняками, но потом, когда эти люди достигают уровня преданного служения, они начинают вести уединенный образ жизни. Принятая в безбожном обществе система планирования семьи не может сдержать рост нежелательного населения, которое подобно сорнякам. Люди должны научиться регулировать свою половую жизнь с помощью добровольного воздержания. Это возможно лишь тогда, когда человек посвятит себя служению Господу, что подтверждается в «Бхагавад-Гите»:
вишайа̄ винивартанте
нира̄ха̄расйа дехинах̣
раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣шт̣ва̄ нивартате
«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании» (БГ 2.59).
Преданным Господа не трудно удерживать себя от материальных наслаждений, ибо их привлекает духовная красота Абсолюта. Воздержание через силу, к которому прибегают люди при планировании семьи, а также другие искусственные методы не могут действовать долго, для этого человек должен ощутить влечение к духовной красоте. Оставить наслаждения низшего порядка мы можем лишь тогда, когда почувствуем вкус высшего, духовного наслаждения. Поэтому планирование семьи будет успешным, только если люди приобщатся к духовной жизни.
вишайа̄ винивартанте
нира̄ха̄расйа дехинах̣
раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣шт̣ва̄ нивартате
«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании» (БГ 2.59).
Преданным Господа не трудно удерживать себя от материальных наслаждений, ибо их привлекает духовная красота Абсолюта. Воздержание через силу, к которому прибегают люди при планировании семьи, а также другие искусственные методы не могут действовать долго, для этого человек должен ощутить влечение к духовной красоте. Оставить наслаждения низшего порядка мы можем лишь тогда, когда почувствуем вкус высшего, духовного наслаждения. Поэтому планирование семьи будет успешным, только если люди приобщатся к духовной жизни.
Ванапрастхи, давшие обет не омываться, не бриться, а также не стричь волосы и ногти, забывают обо всех неудобствах, связанных с этим обетом, если занимаются преданным служением Господу. Более того, нищие монахи, добровольно воздерживающиеся от половой жизни, утвердившись на уровне трансцендентного преданного служения Богу, не чувствуют больше полового желания.
Поэтому во всех четырех укладах духовной жизни и для всех сословий общества преданное служение Господу является чрезвычайно важным. Без преданного служения все регулирующие принципы варн и ашрамов превращаются лишь в тяжкое бремя обязанностей, как это происходит в век Кали. Когда у регулирующих принципов нет цели, система варн вырождается в кастовую систему, а ашрамы используются как способ заработать деньги. Все эти аномалии современного общества можно устранить, лишь установив в нём принципы подлинно человеческой жизни — жизни, посвященной преданному служению Богу.
Текст 32
32. Белоснежные облака, свободные от забот, связанных с орошением земли, безмятежно плывут по небу, словно нищенствующие монахи, которые странствуют по земле, сбросив с плеч бремя семейных дел.
Пока человек привязан к исполнению так называемых семейных обязанностей, ему всё время придется беспокоиться о том, как добыть средства на содержание семьи. Система четырёх укладов человеческой жизни в рамках варнашрамы научна по своей сути и гармонична. В пору ученичества человек обучается основным принципам человеческой жизни и позже, если он обзаводится семьей, исполняет семейные обязанности так, как его учили этому в брахмачари-ашраме. Когда же человеку исполняется пятьдесят, он отходит от семейных дел и готовит себя к санньясе.
Семейные люди обязаны материально поддерживать представителей трёх остальных ашрамов: брахмачари, ванапрастх и санньяси. Поэтому раньше каждый в обществе имел возможность удалиться от дел, чтобы больше времени посвящать духовной жизни, и домохозяева никогда не отказывали такому человеку в помощи. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси сводят свои материальные потребности до минимума, поэтому никто не должен жалеть средств на то, чтобы обеспечить их самым необходимым.
В Кали-югу, однако, всё в обществе поставлено с ног на голову. Студент живет в роскоши за счёт своего отца или богатого тестя. Окончив престижный университет, получив диплом и так и не научившись сдерживать свои прихоти, он обзаводится семьей и любыми средствами начинает зарабатывать деньги, чтобы обеспечить себя и семью всевозможными удобствами. При такой жизни он не может дать и гроша на поддержание так называемых ванапрастх и санньяси. Современные же ванапрастхи и санньяси — это те, кому просто не повезло в семейной жизни. Построив где-нибудь дом под вывеской санньяса-ашрама, эти так называемые санньяси за чужой счёт предаются всевозможным наслаждениям. Варны и ашрамы на сегодняшний день превратились просто в мошенничество, прикрывающееся вывеской духовности.
Тем не менее это вовсе не означает, что в ашрамах нет смысла. Если человеку попадается фальшивая монета, он не должен делать вывод, что настоящих денег не бывает. Ашрам санньяси нужен для того, чтобы освободить человека от всех беспокойств и духовно возвысить тех, кто погружен в материальную деятельность. Но если санньяси не избавился от мирских проблем и забот, подобно белому облаку, то он вряд ли сможет принести обществу какую-то пользу.