Свет Бхагаваты Текст 3
3. Влекомые зарядами электричества в небе и гонимые могучими ветрами, тучи сгущаются над землей и, проливая дожди, щедро дарят людям воду, без которой человеку не выжить. Точно так же проливает Свою милость Господь, неизменно благосклонный к несчастной обусловленной душе.
Мы должны всегда помнить, что Господь по отношению к нам неизменно добр. Даже несмотря на то, что мы грубо нарушаем установленные Им законы природы, Господь по-прежнему милостиво снабжает нас всем необходимым. Вода чрезвычайно важна для нашей жизни, поскольку без нее невозможно ни вырастить зерно, ни утолить жажду. Огромные её количества нужны и для многих других целей. Поэтому Господь на три четверти покрыл нашу планету водой и, чтобы сохранить воду, сделал её соленой. Соленая вода никогда не портится, и это устроено высшей властью. По воле Господа солнце испаряет с земли воду, делая её пресной, собирает в облака и потом скапливает на вершинах гор, подобно тому, как люди наполняют водой сосуды, чтобы позже использовать её для разных нужд. Часть испаренной солнцем воды превращается в лед (иначе вода затопила бы землю, причинив всем немало вреда), а затем в течение года этот лед понемногу тает, и талая вода образует большие реки, которые стекают обратно в хранилище океанов и морей.
Так что установленные Господом законы природы вовсе не слепы и не случайны, как об этом заявляют люди со скудным запасом знаний. За каждым из этих законов стоит разум Бога, в точности как за каждым законом государства стоит разум законодателя. И неважно, видим мы законодателя или нет: раз есть закон, значит, существует и тот, кто его издал. Материя никогда не может действовать сама по себе, без вмешательства живой силы, поэтому мы должны признать существование Бога — Высшей Личности, стоящей за всеми законами природы. В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что природа действует под Его надзором:
майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа
джагад випаривартате
«О, сын Кунти, эта материальная природа, будучи одной из Моих энергий, действует под Моим надзором и производит на свет все движущиеся и неподвижные существа. По её законам эта вселенная творится и уничтожается вновь и вновь» (БГ 9.10). Природа — это только энергия, а за всякой энергией должен стоять источник и чей-то разум; так, электричество, например, исходит от электростанции, а ею, в свою очередь, управляет находящийся там инженер. Материальная природа действует не слепо, напротив, благодаря надзору всемогущего Бога всё здесь происходит самым совершенным образом. То же утверждается и в гимнах «Атхарва-веды». Все законы природы действуют лишь потому, что ими управляет Верховный Господь.
майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа
джагад випаривартате
«О, сын Кунти, эта материальная природа, будучи одной из Моих энергий, действует под Моим надзором и производит на свет все движущиеся и неподвижные существа. По её законам эта вселенная творится и уничтожается вновь и вновь» (БГ 9.10). Природа — это только энергия, а за всякой энергией должен стоять источник и чей-то разум; так, электричество, например, исходит от электростанции, а ею, в свою очередь, управляет находящийся там инженер. Материальная природа действует не слепо, напротив, благодаря надзору всемогущего Бога всё здесь происходит самым совершенным образом. То же утверждается и в гимнах «Атхарва-веды». Все законы природы действуют лишь потому, что ими управляет Верховный Господь.
Во время засухи, когда люди остро нуждаются в воде, Господь являет им Свою милость, посылая на иссохшую землю дожди. Он делает это тогда, когда люди от жажды уже находятся на краю гибели. Несомненно, Господь очень милостив, но Он одаривает нас Своей милостью именно в тот момент, когда мы нуждаемся в ней больше всего. Он поступает так потому, что мы обычно, получив милость Бога, сразу же забываем о Нём. Значит, если мы хотим избежать страданий, мы всегда должны помнить о Боге и о Его милости. Но, как бы мы ни забыли о Боге, между Ним и нами существует вечная связь. В «Бхагавад-Гите» говорится, что законы природы столь суровы потому, что действуют, подчиняясь трём материальным гунам. Тот же, кто вручает себя Господу, с легкостью выходит из-под власти этих неумолимых законов. Господь говорит в «Бхагавад-Гите» (7.14):
даивӣ хй эша̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
«Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто вручил себя Мне, могут без труда выйти из-под её власти».
даивӣ хй эша̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
«Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто вручил себя Мне, могут без труда выйти из-под её власти».
Следующие материалы:
Текст 4
4. После долгих проливных дождей раскинувшиеся повсюду леса и поля выглядят зелеными и свежими. Своим видом они напоминают человека, который ради достижения материальной цели прошел через множество суровых испытаний и наконец обрел желаемое. Теперь он полон сил, здоров и хорошо выглядит.
Зеленеющие леса и поля — картина недолговечная. Безусловно, она радует глаз, но нужно помнить, что этому непременно придет конец. Есть люди, которые ради какой-либо материальной цели подвергают себя суровым испытаниям, но разумный человек никогда так не поступит. Прилагать неимоверные усилия ради того, чтобы достичь чего-то преходящего, — пустая трата времени и сил. Все материальные приобретения и потери предуготованы каждому и определяются особенностями его тела. Существует 8,400,000 видов жизни, и каждому из них отведены соответствующие наслаждения и страдания, в зависимости от того, что это за тело. Так, например, наслаждения и страдания, которые испытывает сын богатого человека, отличаются от наслаждений и страданий, выпадающих на долю сына бедняка. Мы никогда не прилагаем усилий, чтобы навлечь на себя то или иное несчастье, — несчастья случаются сами собой. Точно так же счастье, которое нам суждено, придет независимо от нашего желания. Человек может избегать страданий и делать вид, что стал счастливым, получив временные материальные блага, однако истинная цель жизни не в этом. Мы должны обрести вечную жизнь и наслаждаться вечным счастьем. Вот высшая и единственная цель, ради которой нужно подвергать себя аскезе и проходить через всевозможные испытания.
Этой высшей цели можно достичь, обладая человеческим телом. Вечное счастье доступно тому, кто не зависит от источников преходящего земного счастья; такая зависимость лишь продлевает срок заточения в темнице материального мира, где мы постоянно испытываем три вида страданий. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы покончить с этими страданиями.
Мы не должны стремиться к материальному процветанию, чтобы не уподобиться растениям, которые пышно цветут в сезон дождей, но увядают зимой. Радоваться, глядя на облака невежества, затянувшие небо, и наслаждаться видом недолговечной зелени деревьев и трав — не самое лучшее из того, что существует. Нужно жить под ясным небом, бескрайние просторы которого залиты сиянием солнца или луны. Это то, к чему мы стремимся на самом деле. Жизнь в царстве вечности, исполненной знания и блаженства, — вот сокровенное желание просветленной души. И мы должны быть готовы преодолеть любые трудности и испытания, чтобы достичь этого неиссякаемого источника счастья.
Текст 5
5. В сезон дождей с приближением ночи землю окутывает глубокая тьма. На небе не видно ни мерцающих звезд, ни луны, льющей мягкий свет. Их скрывают темные тучи. И пока небесные светила сокрыты от взора, заметными становятся маленькие светлячки.
Так же, как сменяют друг друга времена года, во вселенной сменяются различные эпохи. Эти эпохи называют югами, или периодами. Каждая из них отличается влиянием одной из трёх гун материальной природы. Эпоха, в которую преобладает гуна благости, называется Сатья-югой; время, когда главенствует страсть, называют Трета-югой; когда к страсти примешивается невежество, наступает Двапара-юга, а последний период, когда остаётся только невежество и тьма, именуют Кали-югой — эпохой раздоров. Слово кали означает «раздор». Эту эпоху часто сравнивают с сезоном дождей, потому что в пору ненастья человеку приходится труднее всего.
В Кали-югу люди не знают пути к истине. Ночью человек обычно может определить свой путь по звездам или луне, но в период дождей остаётся ориентироваться лишь по огонькам маленьких светлячков. Истинный свет — это ведическое знание. Как сказано в «Бхагавад-Гите» (5.15), цель Вед заключается в познании всемогущего Бога, Высшей Личности:
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я — создатель "Веданты", и Я — знаток всех Вед». В нынешний век — век раздоров — люди оспаривают даже само существование Бога. В обществе безбожников появляется бесчисленное множество различных «религиозных» организаций, общин и сект, большинство из которых всячески пытается изгнать из религии Бога. И подобно тому, как светлячки становятся заметными, когда на небе нет ни солнца, ни звезд, эти небольшие группы людей, исповедующие всевозможные религиозные идеи, стараются произвести впечатление на тех, кто пребывает во тьме невежества. В последнее время появилось немало самозваных «воплощений» Бога, за которыми, позабыв об авторитете Вед, идут наивные люди, и между последователями таких «воплощений» всё время идет борьба за первенство.
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. Я — создатель "Веданты", и Я — знаток всех Вед». В нынешний век — век раздоров — люди оспаривают даже само существование Бога. В обществе безбожников появляется бесчисленное множество различных «религиозных» организаций, общин и сект, большинство из которых всячески пытается изгнать из религии Бога. И подобно тому, как светлячки становятся заметными, когда на небе нет ни солнца, ни звезд, эти небольшие группы людей, исповедующие всевозможные религиозные идеи, стараются произвести впечатление на тех, кто пребывает во тьме невежества. В последнее время появилось немало самозваных «воплощений» Бога, за которыми, позабыв об авторитете Вед, идут наивные люди, и между последователями таких «воплощений» всё время идет борьба за первенство.
По традиции ведическое знание передавалось через цепь духовных учителей и учеников, и получить это знание не искаженным можно лишь от представителя такой цепи. Но поскольку в наш век раздоров и ссор эта цепь неоднократно прерывалась, порой толковать Веды берутся люди некомпетентные, лишенные духовного видения. Так называемые последователи Вед отрицают существование Бога, подобно тому, как в пасмурный вечер светлячки не хотят ничего знать о существовании звезд и луны. Но тот, кто обладает трезвым умом, не должен позволять недобросовестным людям сбивать его с толку. «Бхагавад-Гита» — это суть всего ведического знания, ибо её поведал Сам Верховный Господь, вложивший некогда это знание в сердце Брахмы, первого из сотворенных живых существ во вселенной. А «Шримад-Бхагаватам» был специально рассказан для того, чтобы указать путь людям, живущим в нынешний век — век, покрытый темной тучей невежества.