Свет Бхагаваты Текст 27
27. После обильных дождей пастбища густо зарастают зеленой травой. Наевшись вдоволь, коровы и быки ложились отдохнуть. Казалось, будто коровы устали бродить по пастбищу, обремененные полным выменем. Теперь они мирно отдыхали со своими телятами и неторопливо пережевывали траву.
Чтобы общество в целом и люди, из которых оно состоит, жили благополучно, помимо всего остального очень важно обеспечить коровам защиту и иметь достаточно земли под пастбищами. Из коровьего молока человек получает животные жиры, столь необходимые для его организма, и именно молоко даёт ему силу. Общество может экономически развиваться лишь в том случае, если имеется достаточное количество зерна и молока и налажена перевозка и реализация этих продуктов. Господь Шри Кришна Своим личным примером показал, насколько важно обеспечивать коров защитой, причем это важно не только для тех, кто живет в Индии, но и для всех людей во вселенной.
Малоразумные люди недооценивают важность молока. Коровье молоко называют горасой — «соком, получаемым из тела коровы». Самый ценный вид горасы — это цельное молоко: из него можно приготовить много других полезных продуктов, поддерживающих здоровье человека. Когда же люди уничтожают коров, они допускают одну из грубейших ошибок и уничтожают, по сути, самих себя. Вот почему те, кто стремится возродить в обществе духовную культуру, должны прежде всего обратить внимание на защиту коров.
Если мы действительно хотим возродить в обществе настоящую человеческую культуру, у нас должны быть образованные мудрые люди, способные вести за собой общество, а чтобы развивать в людях разум, нужно иметь достаточно молока, в котором содержатся вещества, полезные для тончайших тканей мозга. Преданные поклоняются Господу Шри Кришне, обращаясь к Нему как к покровителю брахманов и коров. Брахманы — это наиболее разумные члены общества, в совершенстве постигшие науку духовной жизни. Ни одно общество не может углублять духовное знание без руководства таких разумных людей, и точно так же никто не в состоянии проникнуть в глубины духовной науки, если в мозгу его не развиты тонкие ткани. Для этого необходимо иметь достаточное количество молока и молочных продуктов. Мы должны защищать коров, чтобы, потребляя молоко этих ценных животных, в конечном счёте обрести высшее благо. Таким образом, защита коров — это не просто проявление религиозных сантиментов, а средство обеспечить всем людям возможность достичь высшей цели человеческой жизни.
Следующие материалы:
Текст 28
28. Красота природы, обновленной после сезона дождей, радовала взор каждого, в том числе и Шри Кришну, причину всех причин.
Мы всегда должны по достоинству оценивать созидательную энергию Верховного Господа. Хотя природа материальна, а значит, и временна, своей красотой она прославляет Творца. Есть философы, которые не признают существование материального творения, так как считают его ложным. По их словам, реально существует лишь Брахма́н, а окружающий нас мир всего лишь иллюзия. Это неверно. Временное творение тоже является истиной, хотя и относительной. Оно, по сути, представляет собой временную картину вечной духовной природы. Душа, погруженная в невежество, ничего не знает о духовном мире, санатана-дхаме, но преходящая материальная природа даёт душе некоторое представление об этой изначальной, вечной природе. Преданные Господа, оказавшись в незавидных условиях материального мира, находят наилучший выход и используют временное творение в служении Богу.
Все сущее представляет собой проявление различных энергий Господа, поэтому всё должно служить только Ему. Когда какая-либо вещь используется в служении Богу, даже будучи временной, она обретает вечную ценность. Мудрецы называют это чикитситам, что означает «вылеченный». Если у человека из-за молока расстраивается желудок, врач рекомендует ему употреблять то же самое молоко, только в виде йогурта. Подобным же образом временный материальный мир может причинять нам массу страданий, но, когда мы воспринимаем этот мир в его связи с Верховным Господом, всё вокруг становится для нас таким же целебным, как йогурт для больного. Все, что воспринимается в полном сознании Бога, имеет духовную ценность, и по милости всемогущего Господа материальный мир начинает оказывать на человека всё меньше влияния, пропорционально тому, как человек развивает в себе духовное сознание. В этом и заключается процесс духовного самосовершенствования.
Текст 29
29. Так сезон дождей подошел к концу. Началась осень, и облака в небе рассеялись. Вода в прудах и озерах стала кристально чистой, а ветер заметно ослаб. В эту благодатную пору Господь Кришна и Его старший брат Господь Баладева жили во Вриндаване.
Когда облака в небе рассеиваются, между той его частью, что была покрыта облаками, и всем остальным небом пропадает всякая разница. Подобным же образом, когда живое существо, прежде опутанное гунами природы, избавляется от невежества, страсти и так называемой благости, оно становится единым с Абсолютной Истиной. Такое единство называется мукти, свободой от страданий, сопутствующих материальной жизни. Существует пять видов мукти. Имперсоналисты предпочитают раствориться в духовном бытии, тогда как преданные Господа не уничтожают свою индивидуальность и лично наслаждаются трансцендентным многообразием бытия на планетах духовного мира.
Материальный мир неотличен от духовного, но он покрыт гунами природы. Подверженная влиянию времени материальная природа тоже является творением Господа, как облако — творением солнца. Когда облако гун рассеивается, о материальном мире говорят, что он уничтожен.
Есть два видов живых существ: обусловленные и чистые. Материальный мир создается для обусловленных душ, которых отправляют туда, чтобы они тоже стали чистыми и свободными. Те, кто благодаря преданному служению избавился от обусловленности, вступают в вечное царство Бога, а те, кто упускает свой шанс, продолжают страдать во тьме материального мира, который то проявляется, то исчезает. Господь Шри Кришна нисходит в этот мир, чтобы спасти падшие обусловленные души.