Свет Бхагаваты Текст 26
26. Наслаждаясь играми в обществе Шри Баладевы и других пастушков, Господь иногда садился рядом с ними на какой-нибудь большой плоский камень, и они вместе принимались за нехитрую трапезу: ели рис, дал, овощи, хлеб и йогурт, которые приносили с собой из дому и которыми теперь по-дружески делились.
В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что Он охотно примет от Своего преданного плоды, цветы, листья и воду, если тот предложит их Ему с любовью и преданностью. Конечно, Господь может есть все, что угодно, ибо всё сущее — это лишь превращения Его энергии. Однако, когда речь заходит о том, чтобы сделать Господу какое-нибудь подношение, всегда подразумеваются только те продукты, которые Он Сам называл. Мы не можем предлагать Господу то, чего Он не просил. Личности Бога, Шри Кришне, следует подносить лишь блюда, приготовленные из таких полезных продуктов, как рис, дал, мука, овощи, молоко и молочные продукты, а также сахар. Именно такие блюда подносят Господу в Джаганнатха-Пури, и именно эти продукты упоминаются во всех писаниях.
Господь никогда не бывает голоден и, чтобы поддерживать Свою жизнь, Ему не нужна еда. Он полон в Себе. И всё же Господь милостиво принимает то, что с искренним сердцем предлагает Ему Его преданный. Мальчики-пастушки приносили с собой из дому простую пищу, и Господь, которому постоянно служат тысячи богинь процветания, с радостью принимал эти нехитрые угощения от преданных Ему друзей. Все, кто окружает Господа, — Его преданные, и все они общаются с Ним в различных божественных расах как Его друзья, родители и возлюбленные. Принимая от них всевозможные услуги, Господь испытывает духовное блаженство. Преданные находятся с Господом в разных отношениях, или расах. В условиях же материальной жизни эти божественные расы проявляются искаженно, и потому духовное по своей природе живое существо, движимое одним лишь невежеством, тщетно пытается найти счастье в материальном мире.
Следующие материалы:
Текст 27
27. После обильных дождей пастбища густо зарастают зеленой травой. Наевшись вдоволь, коровы и быки ложились отдохнуть. Казалось, будто коровы устали бродить по пастбищу, обремененные полным выменем. Теперь они мирно отдыхали со своими телятами и неторопливо пережевывали траву.
Чтобы общество в целом и люди, из которых оно состоит, жили благополучно, помимо всего остального очень важно обеспечить коровам защиту и иметь достаточно земли под пастбищами. Из коровьего молока человек получает животные жиры, столь необходимые для его организма, и именно молоко даёт ему силу. Общество может экономически развиваться лишь в том случае, если имеется достаточное количество зерна и молока и налажена перевозка и реализация этих продуктов. Господь Шри Кришна Своим личным примером показал, насколько важно обеспечивать коров защитой, причем это важно не только для тех, кто живет в Индии, но и для всех людей во вселенной.
Малоразумные люди недооценивают важность молока. Коровье молоко называют горасой — «соком, получаемым из тела коровы». Самый ценный вид горасы — это цельное молоко: из него можно приготовить много других полезных продуктов, поддерживающих здоровье человека. Когда же люди уничтожают коров, они допускают одну из грубейших ошибок и уничтожают, по сути, самих себя. Вот почему те, кто стремится возродить в обществе духовную культуру, должны прежде всего обратить внимание на защиту коров.
Если мы действительно хотим возродить в обществе настоящую человеческую культуру, у нас должны быть образованные мудрые люди, способные вести за собой общество, а чтобы развивать в людях разум, нужно иметь достаточно молока, в котором содержатся вещества, полезные для тончайших тканей мозга. Преданные поклоняются Господу Шри Кришне, обращаясь к Нему как к покровителю брахманов и коров. Брахманы — это наиболее разумные члены общества, в совершенстве постигшие науку духовной жизни. Ни одно общество не может углублять духовное знание без руководства таких разумных людей, и точно так же никто не в состоянии проникнуть в глубины духовной науки, если в мозгу его не развиты тонкие ткани. Для этого необходимо иметь достаточное количество молока и молочных продуктов. Мы должны защищать коров, чтобы, потребляя молоко этих ценных животных, в конечном счёте обрести высшее благо. Таким образом, защита коров — это не просто проявление религиозных сантиментов, а средство обеспечить всем людям возможность достичь высшей цели человеческой жизни.
Текст 28
28. Красота природы, обновленной после сезона дождей, радовала взор каждого, в том числе и Шри Кришну, причину всех причин.
Мы всегда должны по достоинству оценивать созидательную энергию Верховного Господа. Хотя природа материальна, а значит, и временна, своей красотой она прославляет Творца. Есть философы, которые не признают существование материального творения, так как считают его ложным. По их словам, реально существует лишь Брахма́н, а окружающий нас мир всего лишь иллюзия. Это неверно. Временное творение тоже является истиной, хотя и относительной. Оно, по сути, представляет собой временную картину вечной духовной природы. Душа, погруженная в невежество, ничего не знает о духовном мире, санатана-дхаме, но преходящая материальная природа даёт душе некоторое представление об этой изначальной, вечной природе. Преданные Господа, оказавшись в незавидных условиях материального мира, находят наилучший выход и используют временное творение в служении Богу.
Все сущее представляет собой проявление различных энергий Господа, поэтому всё должно служить только Ему. Когда какая-либо вещь используется в служении Богу, даже будучи временной, она обретает вечную ценность. Мудрецы называют это чикитситам, что означает «вылеченный». Если у человека из-за молока расстраивается желудок, врач рекомендует ему употреблять то же самое молоко, только в виде йогурта. Подобным же образом временный материальный мир может причинять нам массу страданий, но, когда мы воспринимаем этот мир в его связи с Верховным Господом, всё вокруг становится для нас таким же целебным, как йогурт для больного. Все, что воспринимается в полном сознании Бога, имеет духовную ценность, и по милости всемогущего Господа материальный мир начинает оказывать на человека всё меньше влияния, пропорционально тому, как человек развивает в себе духовное сознание. В этом и заключается процесс духовного самосовершенствования.