Свет Бхагаваты Текст 25
25. Господь отвечал взаимностью на чувства, которые питали к Нему обитатели леса Вриндавана. Вместе со Своими вечными друзьями, мальчиками-пастушками, Он укрывался от дождя под сенью деревьев или в пещерах и наслаждался вкусом спелых плодов. Господь и Его друзья вместе играли в этом лесу, ели фрукты и отдыхали.
Для живого существа стать единым с Богом далеко не всегда означает раствориться в бытии Господа. Достичь единства с Ним — значит восстановить свои духовные качества. Без этого душа не может войти в царство Бога. Представители школы имперсонализма, объясняя свою идею единства, приводят пример реки, которая впадает в море и сливается с ним. Но мы не должны забывать, что и в реке, и в море есть множество обитателей: никто из них в воде не растворяется — все существуют отдельно и каждый по-своему наслаждается жизнью в воде. Точно так же духовный мир не лишен многообразия. Войдя в духовное царство, живое существо может сохранить свою индивидуальность и наслаждаться там жизнью, общаясь с высшим духовным существом — Личностью Бога.
Во Вриндаване все души: пастушки и пастушки, лес, деревья и холмы, реки и озера, плоды, коровы и остальные — наслаждаются духовной жизнью в обществе Господа Шри Кришны. Они одновременно едины с Господом и отличны от Него. В конечном счёте все они представляют собой единство в многообразии.
Следующие материалы:
Текст 26
26. Наслаждаясь играми в обществе Шри Баладевы и других пастушков, Господь иногда садился рядом с ними на какой-нибудь большой плоский камень, и они вместе принимались за нехитрую трапезу: ели рис, дал, овощи, хлеб и йогурт, которые приносили с собой из дому и которыми теперь по-дружески делились.
В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что Он охотно примет от Своего преданного плоды, цветы, листья и воду, если тот предложит их Ему с любовью и преданностью. Конечно, Господь может есть все, что угодно, ибо всё сущее — это лишь превращения Его энергии. Однако, когда речь заходит о том, чтобы сделать Господу какое-нибудь подношение, всегда подразумеваются только те продукты, которые Он Сам называл. Мы не можем предлагать Господу то, чего Он не просил. Личности Бога, Шри Кришне, следует подносить лишь блюда, приготовленные из таких полезных продуктов, как рис, дал, мука, овощи, молоко и молочные продукты, а также сахар. Именно такие блюда подносят Господу в Джаганнатха-Пури, и именно эти продукты упоминаются во всех писаниях.
Господь никогда не бывает голоден и, чтобы поддерживать Свою жизнь, Ему не нужна еда. Он полон в Себе. И всё же Господь милостиво принимает то, что с искренним сердцем предлагает Ему Его преданный. Мальчики-пастушки приносили с собой из дому простую пищу, и Господь, которому постоянно служат тысячи богинь процветания, с радостью принимал эти нехитрые угощения от преданных Ему друзей. Все, кто окружает Господа, — Его преданные, и все они общаются с Ним в различных божественных расах как Его друзья, родители и возлюбленные. Принимая от них всевозможные услуги, Господь испытывает духовное блаженство. Преданные находятся с Господом в разных отношениях, или расах. В условиях же материальной жизни эти божественные расы проявляются искаженно, и потому духовное по своей природе живое существо, движимое одним лишь невежеством, тщетно пытается найти счастье в материальном мире.
Текст 27
27. После обильных дождей пастбища густо зарастают зеленой травой. Наевшись вдоволь, коровы и быки ложились отдохнуть. Казалось, будто коровы устали бродить по пастбищу, обремененные полным выменем. Теперь они мирно отдыхали со своими телятами и неторопливо пережевывали траву.
Чтобы общество в целом и люди, из которых оно состоит, жили благополучно, помимо всего остального очень важно обеспечить коровам защиту и иметь достаточно земли под пастбищами. Из коровьего молока человек получает животные жиры, столь необходимые для его организма, и именно молоко даёт ему силу. Общество может экономически развиваться лишь в том случае, если имеется достаточное количество зерна и молока и налажена перевозка и реализация этих продуктов. Господь Шри Кришна Своим личным примером показал, насколько важно обеспечивать коров защитой, причем это важно не только для тех, кто живет в Индии, но и для всех людей во вселенной.
Малоразумные люди недооценивают важность молока. Коровье молоко называют горасой — «соком, получаемым из тела коровы». Самый ценный вид горасы — это цельное молоко: из него можно приготовить много других полезных продуктов, поддерживающих здоровье человека. Когда же люди уничтожают коров, они допускают одну из грубейших ошибок и уничтожают, по сути, самих себя. Вот почему те, кто стремится возродить в обществе духовную культуру, должны прежде всего обратить внимание на защиту коров.
Если мы действительно хотим возродить в обществе настоящую человеческую культуру, у нас должны быть образованные мудрые люди, способные вести за собой общество, а чтобы развивать в людях разум, нужно иметь достаточно молока, в котором содержатся вещества, полезные для тончайших тканей мозга. Преданные поклоняются Господу Шри Кришне, обращаясь к Нему как к покровителю брахманов и коров. Брахманы — это наиболее разумные члены общества, в совершенстве постигшие науку духовной жизни. Ни одно общество не может углублять духовное знание без руководства таких разумных людей, и точно так же никто не в состоянии проникнуть в глубины духовной науки, если в мозгу его не развиты тонкие ткани. Для этого необходимо иметь достаточное количество молока и молочных продуктов. Мы должны защищать коров, чтобы, потребляя молоко этих ценных животных, в конечном счёте обрести высшее благо. Таким образом, защита коров — это не просто проявление религиозных сантиментов, а средство обеспечить всем людям возможность достичь высшей цели человеческой жизни.