16 px

Свет Бхагаваты Текст 24

24. А когда Господь входил в лес Вриндавана, все его обитатели: и движущиеся, и неподвижные — с радостью приветствовали Господа. Он видел, как пышно распустившиеся лесные цветы плакали в экстазе, источая мед и роняя его со своих лепестков. Водопады оживленно шумели, а из пещер, что были неподалеку, доносились приятные звуки.
У Господа есть много разнообразных энергий, и все они неотличны от Него. Одна из Его бесчисленных энергий — материальная энергия, которая в «Бхагавад-Гите» названа низшей, ибо она уступает по своим качествам энергии духовной. Духовная энергия выше, поскольку без соприкосновения с ней материя не способна ничего произвести. Источником же всех энергий является всепривлекающая Личность Бога, Господь Шри Кришна. Материальный мир представляет собой сочетание материи и духа, но мир духовный, лежащий далеко-далеко за пределами материальной вселенной, абсолютно свободен от какой-либо примеси материального и никоим образом не соприкасается с материей. В духовном мире все есть дух. Мы уже обсуждали это. Личность Бога, источник всех энергий, может обращать дух в материю, а материю — в дух. Для Него между духом и материей не существует разницы. Поэтому Его называют кайвальей.
Являя Свои божественные игры, Господь Шри Кришна вступает в отношения с духом, но не с материей. Когда Он нисходит в этот бренный мир, качества материальной природы не могут повлиять на Него. Электрик, например, умеет пользоваться электричеством. С помощью электричества он может превратить воду в лед, а может и вскипятить её. Подобным же образом Верховный Господь с помощью Своего непостижимого могущества способен обратить материю в дух, а дух — в материю. Так что всё сущее может быть, как материальным, так и духовным, в зависимости от воли Всевышнего, хотя для обычного живого существа между материей и духом всегда сохраняется разница.
Цветы, водопады, деревья, плоды, горы и пещеры, звери, птицы и люди — всё это есть не что иное, как различные сочетания энергий Бога. Поэтому, когда Верховный Господь появлялся в лесу Вриндавана, все они преисполнялись духовной радости и, движимые естественной любовью к Всевышнему, старались служить Ему кто чем мог.
В материальном мире обусловленные живые существа проходят через различные стадии духовного развития. Духовные искры, частички Всевышнего, покрыты материей в разной степени, и, проходя через разные виды жизни, они всё больше проявляют свою духовную природу. Человеческое тело с его развитыми чувствами предоставляет душе все возможности пробудить в себе изначальную любовь к Богу. Но если мы пренебрегаем такими возможностями, то даром тратим свою жизнь. По милости Господа, однако, любое живое существо, в каком бы теле оно ни находилось, может занять свое истинное положение по отношению к Господу и проявить свою естественную любовь к Нему, служа Ему на уровне шанта-расы, — так, как это делали реки, горы, деревья, плоды и цветы, когда Господь Шри Кришна, Верховная Личность, являл Свои игры во Вриндаване.
Следующие материалы:

Текст 25

25. Господь отвечал взаимностью на чувства, которые питали к Нему обитатели леса Вриндавана. Вместе со Своими вечными друзьями, мальчиками-пастушками, Он укрывался от дождя под сенью деревьев или в пещерах и наслаждался вкусом спелых плодов. Господь и Его друзья вместе играли в этом лесу, ели фрукты и отдыхали.
Для живого существа стать единым с Богом далеко не всегда означает раствориться в бытии Господа. Достичь единства с Ним — значит восстановить свои духовные качества. Без этого душа не может войти в царство Бога. Представители школы имперсонализма, объясняя свою идею единства, приводят пример реки, которая впадает в море и сливается с ним. Но мы не должны забывать, что и в реке, и в море есть множество обитателей: никто из них в воде не растворяется — все существуют отдельно и каждый по-своему наслаждается жизнью в воде. Точно так же духовный мир не лишен многообразия. Войдя в духовное царство, живое существо может сохранить свою индивидуальность и наслаждаться там жизнью, общаясь с высшим духовным существом — Личностью Бога.
Во Вриндаване все души: пастушки и пастушки, лес, деревья и холмы, реки и озера, плоды, коровы и остальные — наслаждаются духовной жизнью в обществе Господа Шри Кришны. Они одновременно едины с Господом и отличны от Него. В конечном счёте все они представляют собой единство в многообразии.

Текст 26

26. Наслаждаясь играми в обществе Шри Баладевы и других пастушков, Господь иногда садился рядом с ними на какой-нибудь большой плоский камень, и они вместе принимались за нехитрую трапезу: ели рис, дал, овощи, хлеб и йогурт, которые приносили с собой из дому и которыми теперь по-дружески делились.
В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что Он охотно примет от Своего преданного плоды, цветы, листья и воду, если тот предложит их Ему с любовью и преданностью. Конечно, Господь может есть все, что угодно, ибо всё сущее — это лишь превращения Его энергии. Однако, когда речь заходит о том, чтобы сделать Господу какое-нибудь подношение, всегда подразумеваются только те продукты, которые Он Сам называл. Мы не можем предлагать Господу то, чего Он не просил. Личности Бога, Шри Кришне, следует подносить лишь блюда, приготовленные из таких полезных продуктов, как рис, дал, мука, овощи, молоко и молочные продукты, а также сахар. Именно такие блюда подносят Господу в Джаганнатха-Пури, и именно эти продукты упоминаются во всех писаниях.
Господь никогда не бывает голоден и, чтобы поддерживать Свою жизнь, Ему не нужна еда. Он полон в Себе. И всё же Господь милостиво принимает то, что с искренним сердцем предлагает Ему Его преданный. Мальчики-пастушки приносили с собой из дому простую пищу, и Господь, которому постоянно служат тысячи богинь процветания, с радостью принимал эти нехитрые угощения от преданных Ему друзей. Все, кто окружает Господа, — Его преданные, и все они общаются с Ним в различных божественных расах как Его друзья, родители и возлюбленные. Принимая от них всевозможные услуги, Господь испытывает духовное блаженство. Преданные находятся с Господом в разных отношениях, или расах. В условиях же материальной жизни эти божественные расы проявляются искаженно, и потому духовное по своей природе живое существо, движимое одним лишь невежеством, тщетно пытается найти счастье в материальном мире.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».