Свет Бхагаваты Текст 23
23. Коровы, сопровождавшие Господа в лесу, шли не торопясь, потому что вымя их было полным и тяжелым. Но, как только Господь звал коров к Себе, выкликая их имена, они, охваченные любовью к Господу, поспешно устремлялись к Нему и молоко из их вымени проливалось на землю.
Как свидетельствует «Брахма-самхита», в духовной обители Господа все дома построены из философского камня, а деревья в этой обители — деревья желаний. Господь пасет там тысячи и тысячи камадхену — коров, которые могут давать безграничное количество молока. Все строения, деревья и коровы в духовном мире качественно неотличны от Самого Господа. Господь и все, что Его окружает, качественно едины, но при этом существует разнообразие, которое доставляет Господу удовольствие. В материальном мире мы также наслаждаемся разнообразием, однако все, чем мы здесь обладаем, состоит из материи и в конечном счёте, подлежит уничтожению. В мире духовном есть все известные нам удовольствия, только ими там наслаждается Господь. Он там — верховный наслаждающийся и владелец всего, остальные служат Ему ради Его удовлетворения. У Господа множество разных слуг, и при этом как Сам Господь, так и Его слуга имеют одинаковые качества. Когда Господь нисходит во Вриндаван, Он демонстрирует многообразие духовного мира, являясь не в одиночку, а в сопровождении Своих спутников — коров, пастушков и пастушек, все они — духовные экспансии Самого Господа, которые исходят из Него для Его же удовольствия. Поэтому, когда Господь звал Своих коров, их охватывало радостное чувство любви к Нему. Так груди матери переполняются молоком, когда она слышит, как её зовет любимое дитя.
Все мы, живые существа, тоже являемся экспансиями Господа, но наша любовь к Богу дремлет в нас, покрытая искусственной оболочкой невежества. Цель духовной культуры в том, чтобы пробудить в живом существе его естественную любовь к Богу. В спичке есть всё необходимое для огня, и достаточно лишь одного легкого движения, чтобы она загорелась. Так и мы, даже едва соприкоснувшись с духовной культурой, можем пробудить дремлющую в нас любовь к Богу. Главное, чтобы мы восприняли послание Господа с чистым сердцем.
Достичь высот самоосознания можно, лишь очистив свое сердце и научившись видеть всё в истинном свете. Когда человек достигает этого уровня, его любовь свободным потоком устремляется к Господу, и чем сильнее становится этот поток, тем глубже человек постигает самого себя и богатство своих отношений с Богом. Господь — средоточие любви всех живых существ, а живые существа — Его неотъемлемые частицы. Если же в душе естественная любовь к Богу оскверняется желанием подражать Ему как высшему повелителю, душа погружается в майю, иллюзию. Иллюзия не реальность, но, пока живое существо будет наблюдать подобные призрачные видения, оно будет испытывать на себе последствия этих галлюцинаций. Господь же по Своей беспричинной милости являет нам картины реальной жизни, чтобы все наши галлюцинации развеялись без следа.
Следующие материалы:
Текст 24
24. А когда Господь входил в лес Вриндавана, все его обитатели: и движущиеся, и неподвижные — с радостью приветствовали Господа. Он видел, как пышно распустившиеся лесные цветы плакали в экстазе, источая мед и роняя его со своих лепестков. Водопады оживленно шумели, а из пещер, что были неподалеку, доносились приятные звуки.
У Господа есть много разнообразных энергий, и все они неотличны от Него. Одна из Его бесчисленных энергий — материальная энергия, которая в «Бхагавад-Гите» названа низшей, ибо она уступает по своим качествам энергии духовной. Духовная энергия выше, поскольку без соприкосновения с ней материя не способна ничего произвести. Источником же всех энергий является всепривлекающая Личность Бога, Господь Шри Кришна. Материальный мир представляет собой сочетание материи и духа, но мир духовный, лежащий далеко-далеко за пределами материальной вселенной, абсолютно свободен от какой-либо примеси материального и никоим образом не соприкасается с материей. В духовном мире все есть дух. Мы уже обсуждали это. Личность Бога, источник всех энергий, может обращать дух в материю, а материю — в дух. Для Него между духом и материей не существует разницы. Поэтому Его называют кайвальей.
Являя Свои божественные игры, Господь Шри Кришна вступает в отношения с духом, но не с материей. Когда Он нисходит в этот бренный мир, качества материальной природы не могут повлиять на Него. Электрик, например, умеет пользоваться электричеством. С помощью электричества он может превратить воду в лед, а может и вскипятить её. Подобным же образом Верховный Господь с помощью Своего непостижимого могущества способен обратить материю в дух, а дух — в материю. Так что всё сущее может быть, как материальным, так и духовным, в зависимости от воли Всевышнего, хотя для обычного живого существа между материей и духом всегда сохраняется разница.
Цветы, водопады, деревья, плоды, горы и пещеры, звери, птицы и люди — всё это есть не что иное, как различные сочетания энергий Бога. Поэтому, когда Верховный Господь появлялся в лесу Вриндавана, все они преисполнялись духовной радости и, движимые естественной любовью к Всевышнему, старались служить Ему кто чем мог.
В материальном мире обусловленные живые существа проходят через различные стадии духовного развития. Духовные искры, частички Всевышнего, покрыты материей в разной степени, и, проходя через разные виды жизни, они всё больше проявляют свою духовную природу. Человеческое тело с его развитыми чувствами предоставляет душе все возможности пробудить в себе изначальную любовь к Богу. Но если мы пренебрегаем такими возможностями, то даром тратим свою жизнь. По милости Господа, однако, любое живое существо, в каком бы теле оно ни находилось, может занять свое истинное положение по отношению к Господу и проявить свою естественную любовь к Нему, служа Ему на уровне шанта-расы, — так, как это делали реки, горы, деревья, плоды и цветы, когда Господь Шри Кришна, Верховная Личность, являл Свои игры во Вриндаване.
Текст 25
25. Господь отвечал взаимностью на чувства, которые питали к Нему обитатели леса Вриндавана. Вместе со Своими вечными друзьями, мальчиками-пастушками, Он укрывался от дождя под сенью деревьев или в пещерах и наслаждался вкусом спелых плодов. Господь и Его друзья вместе играли в этом лесу, ели фрукты и отдыхали.
Для живого существа стать единым с Богом далеко не всегда означает раствориться в бытии Господа. Достичь единства с Ним — значит восстановить свои духовные качества. Без этого душа не может войти в царство Бога. Представители школы имперсонализма, объясняя свою идею единства, приводят пример реки, которая впадает в море и сливается с ним. Но мы не должны забывать, что и в реке, и в море есть множество обитателей: никто из них в воде не растворяется — все существуют отдельно и каждый по-своему наслаждается жизнью в воде. Точно так же духовный мир не лишен многообразия. Войдя в духовное царство, живое существо может сохранить свою индивидуальность и наслаждаться там жизнью, общаясь с высшим духовным существом — Личностью Бога.
Во Вриндаване все души: пастушки и пастушки, лес, деревья и холмы, реки и озера, плоды, коровы и остальные — наслаждаются духовной жизнью в обществе Господа Шри Кришны. Они одновременно едины с Господом и отличны от Него. В конечном счёте все они представляют собой единство в многообразии.